«Мы превращаемся в собственных надзирателей»

Адам Брумберг и Оливер Чанарин о своем собрании лиц XXI века

Британские художники Адам Брумберг и Оливер Чанарин — хитрые наследники Брехта, мастера концептуальной фотографии и ехидной критики наличного политического порядка. В прошлом году за свой проект "Хрестоматия войны — 2" они получили важную фотографическую премию Deutsche Boerse. Следующая же работа связана с Россией. Недавно российской компанией Vocord была разработана новая технология видеонаблюдения — камеры, составляющие объемную маску любого человека, на секунду возникающего в поле их зрения. При помощи этой технологии Брумберг и Чанарин создали серию 3D-портретов. Источником вдохновения для них стали "Люди ХХ века" Августа Зандера. Фотограф начал работать над своим проектом в 1910-х, в 1920-х стал видной фигурой немецкого модернистской культуры, а в следующем десятилетии — запрещенным автором. Нацисты уничтожали его фотографии, но сам зандеровский типологический подход был им по-своему близок, из науки он превратился в способ систематизации врагов. Брумберг и Чанарин таким же образом фотографируют людей разных профессий и социальных типов, составляя своего рода каталог подозрения. В проекте британского дуэта есть и вторая часть, представляющая защиту от всевидящей технологии: художники предлагают присылать им связанные вручную балаклавы — то, что скрывает лицо, спасает его от превращения в объект параноидальной политики. Игорь Гулин поговорил с Брумбергом и Чанариным о зарождении проекта, мутациях фотографии и о том, что такое лицо в современном мире.
)