Кира Долинина о лондонской ретроспективе Ханны Хёх
У дадаизма неженское лицо. То есть сами они считали — и того особо не скрывали,— что дело их серьезное и дамам соваться туда не пристало. У братьев-сюрреалистов совсем уж яркие подруги были в почете — но, во-первых, на то они и французы, а во-вторых, самой яркой сюрреалисткой все-таки была Эльза Скьяпарелли, а это — мода, тряпки, дамское рукоделье, занятие для слабого пола вполне позволительное. Строгие швейцарцы и немцы, даром что взяли свое "dada" с женской половины дома, из детской комнаты, из младенческого лепета, из бессвязного нежного бормотания, своих дам до искусства не слишком допускали. То есть верные и не очень верные их подруги творчеством, конечно, баловались и даже выставлялись вместе с собратьями по художественной вере, но на словах (а что могло быть важнее для дадаистов, чем слова) и в деле шли вторым эшелоном. А это, знаете ли, женщине ХХ века обидно.
Фото: Collection of IFA, Stuttgart
"Сделано для партии", 1936 год
Фото: Collection of IFA, Stuttgart
"Без названия", серия "Из музея этнографии", 1929 год
Фото: bpk / Kupferstichkabinett, SMB / Jorg P. Anders
"Без названия", серия "Из музея этнографии", 1929 год
Фото: Scottish National Gallery of Modern Art, Edinburgh /Bequeathed by Gabrielle Keiller, 1995