13 февраля 1975 года произошел раскол Кипра на греческую и турецкую части. Между этими частями тянется буферная зона, которая контролируется контингентом ООН и называется линия «Аттила». Линия, длиной почти полторы сотни километров и шириной от одного до пяти километров, включает в себя несколько десятков брошенных селений, бывшую промзону Никосии и международный аэропорт. Территория, застывшая во времени, — в фотогалерее «Ъ».
В 1974 году турецкие войска вторглись на Кипр. Операция под названием «Аттила» впоследствии дала название границе, установленной ООН между греческой и турецкой частями острова
Фото: Reuters / Neil Hall
На протяжении 40 лет зона, в которую входят несколько десятков брошенных селений, бывшая промзона Никосии и международный аэропорт, контролируется ООН. Благодаря усилиям организации за прошедшее время здесь почти ничего не изменилось
Фото: Reuters / Neil Hall
Разделительная линия в основном проходит по центру старого города Никосии, деля город на южную и северную территорию
Фото: Reuters / Neil Hall
Нейтральная полоса с обезображенными пробоинами от снарядов домами заросла дикими цветами и молодыми деревцами. В заброшенных особняках селятся студенты
Фото: Reuters / Neil Hall
Аэропорт в Вароше (когда-то лучшем курорте на Средиземном море) был открыт в 1968 году при содействии Великобритании. Он считался одним из лучших в мире, так как строился специально для знаменитостей и бизнесменов, отдыхавших здесь
Фото: Reuters / Neil Hall
После разделения острова Вароша стала городом-призраком, и аэропорт был заброшен. Сегодня на его территории находится штаб-квартира миссии ООН на Кипре
Фото: Reuters / Neil Hall
Солдаты ООН собрали все телевизоры, которые нашли в буферной зоне, в одном из заброшенных зданий
Фото: Reuters / Neil Hall
Несмотря на запрет на посещения, попасть в буферную зону не так и сложно. Охраняет ее ржавый и местами дырявый забор, установленный еще в 70-х годах. Наблюдательные вышки, построенные друг от друга в нескольких километрах, в основном заброшены, солдаты есть далеко не на всех из них. Лишь турецкая армия всерьез охраняет северную часть буферной зоны, считая ее официальной границей Республики Северный Кипр
Фото: Reuters / Neil Hall
В городе находится огромная стоянка заброшенных машин, которые готовили на продажу. Местные фермеры пытаются вывезти из буферной зоны автомобили, у которых еще целы запчасти. Как они хотят это сделать и зачем — неясно. Но эвакуатор в буферную зону им провезти удалось
Фото: Reuters / Neil Hall
На территории буферной зоны запрещено строительство новых зданий, но разрешено ведение сельского хозяйства. Из-за этого сегодня зона представляет собой заповедник
Фото: Reuters / Neil Hall
Заброшенный самолет на территории аэропорта — Hawker Siddeley HS 121 Trident. Он был произведен в Великобритании и в начале 70-х представлял собой один из современнейших лайнеров
Фото: Reuters / Neil Hall
За последние 10 лет ООН несколько ослабила режим контроля, что позволило местным фермерам получить доступ к части буферной зоны, однако для туристов эти районы по-прежнему остаются закрытыми
Фото: Reuters / Neil Hall
Hawker Siddeley HS 121 Trident был первым самолетом, способным совершить полностью автоматическую посадку. Во время атаки турецких войск ему прострелили лобовое стекло, поэтому улететь он так и не смог
Фото: Reuters / Neil Hall
Аэропорт был рассчитан на прием 800 пассажиров и обслуживание 11 самолетов
Фото: Reuters / Neil Hall
За прошедшие годы здание аэропорта оказалось почти полностью разрушенным. К этому приложили руку сначала турецкие солдаты, потом британские, а в довершение и солдаты миссии ООН
Фото: Reuters / Neil Hall
С тех пор как рухнула Берлинская стена, Никосия остается последней разделенной столицей мира
Фото: Reuters / Neil Hall