Штучный товар
Алексей Кутковой о малоизвестных драгоценных часах
Часовщики никогда не стремились прятать свои секреты. Ведь проявление их изобретательности и мастерства — лучшая реклама часов или компании, их создавшей. Но есть объекты, о которых рассказывать не принято. Часто они создаются по индивидуальным заказам (многие фирмы приемлют такие отношения с клиентами), и результаты получаются великолепными, но, как правило, об этом известно лишь клиенту да фирме, которая держит язык за зубами (во что это клиенту обходится — тем более никому, кроме них, не известно). К счастью, существуют аукционы, на которые время от времени попадают подобные экземпляры, и тогда перед нами открываются неожиданные стороны таланта известных часовщиков и часовых марок. Так, на проводившихся в Гонконге апрельском и октябрьском аукционах Sotheby's прошлого года были выставлены два десятка лотов, подобные которым очень редко появляются на аукционах. Все как один — великолепные, создаваемые в основном по частным заказам, ювелирные настольные часы. Затем в январе этого года на SIHH в Женеве знаменитый часовщик Мишель Пармиджани выставил на стенде своей часовой марки Fleur d'Orient — те самые обильно украшенные драгоценностями загадочные настольные часы, которые были созданы им в самом начале деятельности марки Parmigiani Fleurier — в 1996 году. До того фирма рассказывала лишь о том, что был разработан уникальный сверхсложный механизм, построенный на принципах механизма морского хронометра, с дополнительными функциями вечного календаря мгновенного переключения, большим, малым боем и минутным репетиром. Секрет этих часов был раскрыт лишь благодаря тому, что клиент, купивший их в 1996-м (и этот случай из тех редких, когда объект не создавался под конкретного заказчика), вернул их Parmigiani Fleurier на техническое обслуживание, и фирма получила его согласие на то, чтобы показать часы публике на салоне. Оно того стоило — часы Fleur d'Orient определенно были центральным экспонатом стенда: сложный механизм, заключенный в украшенный аметистами, жадеитами, изумрудами, бриллиантами и сапфирами корпус. Как рассказывает основатель компании и автор объекта Мишель Пармиджани, только на поиск и подбор камней у геммологов ушло около четырех месяцев, еще 23 тыс. часов потребовалось ювелирам на создание корпуса в стиле ар-деко.