Городок для киллера
Татьяна Алешичева о «Саутклиффе»
Шон Деркин — сандэнсовский самородок, в одночасье заслуживший репутацию звезды американского инди-кино дебютным фильмом "Марта, Марси Мэй, Марлен" (2011),— в продолжение своей блестяще начавшейся карьеры неожиданно сделал ход конем и снял для британского телевидения мини-сериал "Саутклифф" (Southcliffe). Критики сразу же встроили новое творение Деркина в парадигму лучших британских теледрам последнего времени вроде "Бродчерча" (Broadchurch) и "Падения" (The Fall) и заспорили, какая из них мрачнее, безнадежнее и атмосфернее, а английские киноакадемики между тем выдвинули "Саутклифф" на премию BAFTA в четырех номинациях. В четырехчасовой драме о массовом убийстве в безмятежном сонном английском городке Деркин уходит от детективного канона whodunit (кто преступник?). С убийцей сразу все понятно — это ветеран афганской кампании Стивен Мортон, который неожиданно слетел с катушек, убедив себя, что "единственный выход для честных ребят — схватить автомат и убивать всех подряд". И в то же время с ним не понятно вообще ничего: в Саутклиффе все зовут его "командир", но что это — знак уважения или скорее издевка? И почему его имя не значится в списке служивших в том полку, к которому он себя причисляет? Да и в чем, в конце концов, провинились перед ним его случайные жертвы? И наконец, главный вопрос — уж не собрались ли Деркин и сценарист сериала Тони Гризони (постоянный соавтор Терри Гиллиама) покопаться в его мотивах и внушить зрителю сочувствие к чокнутому ветерану, положившему из ружья 15 человек, включая детей? Но Деркин работает тонко — уходит от лобовых характеристик, все время чего-то недоговаривает, не показывает, отворачивает камеру от действия, так что временами приходится только догадываться, что происходит с персонажами в соседней комнате. А потом в нужный момент вдруг сдает назад, возвращается в прошлое и снова проигрывает недосказанный эпизод, исподволь вовлекая зрителя в действие — точнее в те болезненные события, через которые проходят его герои, так что вдруг обнаруживаешь, что смотреть на все это грустно, но оторваться сложно.