«Или получится сразу, или будет второй шанс»

Как понять, что стартап готов к выходу на международный рынок и нужны ли они друг другу

Александр Чачава, управляющий партнер фонда LETA Capital, специально для журнала «Секрет фирмы»Российский стартапер как огня боится выхода на международный рынок и всеми силами оттягивает этот момент как можно дольше. Для начинающих предпринимателей международный рынок, или на стартаперском сленге «межнар»,— это «нечто очень большое, сложное и непонятное».Мы в LETA Capital просматриваем довольно много стартапов из Израиля, и 99% проектов изначально нацелены на глобальный рынок. Традиционное объяснение этого феномена в том, что собственный рынок у них ничтожно мал. Кое-кто из местных экспертов говорит, что это особый израильский геном. Но такую же картину мы видим, например, и в Эстонии, где также хватает глобальных успешных ИТ-стартапов.Получается, что в России кроме традиционного ресурсного проклятия существует еще так называемое проклятие большого рынка? «Яндекс» и Mail.ru, боюсь, с таким утверждением не согласятся: они на российском рынке зарабатывают большие деньги. А на межнаре, кстати…
)