17 июня 1903 года норвежский путешественник Руаль Амундсен возглавил экспедицию, впервые открывшую Северо-Западный морской путь. Об этом и других его достижениях — в фотогалерее «Ъ».
Руаль Амундсен родился в семье норвежских судостроителей 16 июля 1872 года. О его детских годах сохранилось мало сведений. Известно, что все свободное время он проводил в компании своих братьев и соседских детей. Вместе с братьями Руаль занимался спортом, со временем все они преуспели в гимнастике. Знакомые описывали будущего путешественника как «высокомерного мальчика», которого легко было разозлить. Он не очень любил учиться и с трудом получил аттестат
Фото: National Library of Norway
«С огромным облегчением покинул я университет, чтобы всецело предаться осуществлению мечты моей жизни»
После смерти отца в 1886 году семья переехала в Кристианию, где по настоянию матери Руаль Амундсен поступил в университет на медицинский факультет. Вскоре мать умерла, а Амундсен бросил учебу
Фото: Daniel Georg Nyblin / National Library of Norway
Прочитав историю покорения Северо-Западного прохода капитаном Джоном Франклином, Амундсен решил стать путешественником и исследователем. Для этого он придерживался строгой диеты, занимался зарядкой, спал на открытом воздухе, регулярно ходил в лыжные походы, играл в футбол, хоть и не любил эту игру. Чтобы на практике подготовиться к получению штурманского звания, Амундсен нанялся на зверобойное судно «Моргенен». Но несмотря на прилагаемые усилия, будущего путешественника не приняли в состав экспедиции Джексона — Хармсворта
Фото: National Library of Norway
Руаль Амундсен сдал экзамен на штурмана в 1895 году. Спустя полгода они с братом Леоном, имитируя арктический поход, решили пересечь плато Хардангервидда с востока на запад, но заблудились. Вскоре у них закончились запасы провизии. В «Автобиографии» Амундсен описал этот эпизод как самое опасное происшествие в жизни. Он выжил только благодаря помощи брата
Фото: NOAA Library Collection
Подготовку к своей самостоятельной экспедиции Амундсен, к тому моменту поработавший матросом во время экспедиции в Антарктику, начал в 1901 году. Он купил подержанную 47-тонную зверобойную яхту «Йоа», одолжив денег у брата. Чтобы проверить судно, он должен был отправиться в экспедицию в Баренцево море. Однако из-за проблем с деньгами плавание было под вопросом. Финансовую помощь Амундсену снова оказал брат, который 17 июня 1903 года и отправился вместе с Руалем в экспедицию
На фото: экипаж «Йоа» празднует Рождество 1903 года
Фото: Godfred Hansen
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33»
Экспедиция длилась три года, два из них заняла зимовка у юго-восточного берега острова Кинг-Вильям. Команда из семи человек постоянно ссорилась, к концу путешествия от обострения болезни умер один из ее участников. Но несмотря на сложности, в 1906 году они покорили Северо-Западный проход. Впрочем, некоторые протоки, открытые Амундсеном, оказались слишком мелкими, из-за чего маршрут с коммерческой точки зрения был непрактичным. По возвращении из экспедиции «Йоу» пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами
На фото: экипаж «Йоа» в порту Ном после преодоления Северо-Западного прохода
Фото: aerenlund.dk
В сентябре 1907 года в газете «Афтенпостен» вышло интервью Амундсена, где он говорил, что собирается покорить Южный полюс. Переговоры с Фритьофом Нансеном велись к тому моменту уже более полугода. Доктор Нансен обладал правами на единственное в то время судно, предназначенное для такого путешествия — «Фрам» (на фото). Нансен и сам мечтал покорить Южный полюс, но согласился помочь Амундсену
Фото: Archival Photograph by Mr. Steve Nicklas
После долгих приготовлений, ссор, изменения маршрута и денежных проблем команда отправилась в Антарктику. Высадка на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. После долгой зимовки в путь для покорения Южного полюса с Амундсеном отправились пятеро участников экипажа. Полюса они достигли 14 декабря
Фото: National Library of Norway
После возвращения в Норвегию Руаль Амундсен и его команда были награждены специальными медалями за покорение Южного Полюса. Кроме того, одно из крупнейших издательств Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге про путешествие на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени
На фото слева направо: Руаль Амундсен, Эрнест Шеклтон, Роберт Пири
Фото: Nasjonalbiblioteket / National Library of Norway
В июне 1912 года Руаль Амундсен поселился в поместье «Кармен» в Аргентине и приступил к написанию книги об экспедиции
Фото: Library of Congress
После окончания Первой мировой войны Амундсен решил отправиться в новую экспедицию для покорения Северного полюса. Для нее путешественник построил полярное судно «Мод». Команда из девяти человек стартовала из Кристиании 24 июня 1918 года. Во время зимовки у мыса Челюскин Амундсен сломал руку, затем его едва не растерзал медведь. Несколько членов команды покинули судно, но не смогли добраться до полярной станции и погибли. Освободившись из льдов 12 сентября 1919 года, уже через 11 дней «Мод» встала на новую зимовку. На борту едва не произошел бунт. Только через два года «Мод» достигла Аляски, но к этому времени деньги на экспедицию закончились. Амундсен получил правительственную субсидию, но потерял еще двух членов экипажа
Фото: polarhistorie.no
Несмотря на то что во время экспедиции были проведены исследования по метеорологии и геофизике, собраны обширные этнографические, зоологические и орнитологические коллекции, а также данные по полярным течениям, главной цели — покорения Северного полюса — Амундсен так и не достиг. Во время зимовки Амундсен удочерил двух чукотских девочек — Какониту (справа) и Камиллу, позднее отправив их на обучение в Норвегию и дав свою фамилию
Фото: Wikipedia
Руаль Амундсен также интересовался самолетами и считал, что авиация — транспорт будущего. Он стал первым гражданским лицом в Норвегии, получившим пилотское удостоверение. Амундсен приобрел свой самолет и 9 июня 1922 года объявил, что намерен совершить трансполярный перелет с мыса Барроу на мыс Колумбия
На фото: с пилотом Оскаром Омдалем
Фото: Library of Congress
Далеко не все радовались успеху Амундсена. Так, например, на одном из приемов в Лондоне президент Королевского географического общества лорд Джордж Натаниэль Керзон произнес двусмысленную речь, которую Амундсен описал так: «Тщательно взвешивая слова, лорд Керзон обосновал приглашение меня в качестве докладчика, причем особо отметил то обстоятельство, что я приписываю часть нашего успеха собакам, после чего завершил свою речь словами: "Посему предлагаю всем присутствующим грянуть троекратное "ура" в честь собак", — да еще подчеркнул саркастический и унизительный смысл своего высказывания успокоительным жестом в мою сторону». После этого Амундсен оставил членство в Королевском географическом обществе
Фото: Preus Museum
«Более чем когда-либо за все 53 года жизни был близок к мрачному отчаянию»
7 января 1924 года Амундсен подписал контракт на постройку двух гидропланов для трансполярного перелета. К тому времени он окончательно обанкротился и занимал деньги, из-за чего был вынужден менять свои планы, касающиеся экспедиции, в соответствии с планами спонсоров. Вскоре Амундсену удалось найти спонсора и 11 марта 1925 года началась его новая экспедиция
На фото: гидроплан Dornier N25 Амундсена над Осло-фьордом
Фото: Anders Beer Wilse
Вернувшись из экспедиции, Амундсен сразу запланировал следующую — на дирижаблях. Она была устроена благодаря покровительству Муссолини. Испытательные полеты проводились с 27 февраля по 3 апреля 1926 года, было совершено пять полетов суммарно на 27 часов. Дирижабль «Норвегия» отчалил от мачты в Ню-Олесунне 11 мая 1926 года. 12 мая Северный полюс был достигнут. Руаль Амундсен вернулся домой триумфатором
Фото: AP
После возвращения из трансарктического перелета Амундсен очень изменился. Многие называли его безумным. У него по-прежнему были большие долги. Тем не менее он продолжал путешествовать, в том числе посетил и СССР. Вскоре Амундсен выпустил свои мемуары, где критиковал всех своих друзей, брата, Географическое общество, англичан. Автобиография заканчивалась словами: «Я хочу сознаться читателю, что отныне считаю свою карьеру исследователя законченной. Мне было дано совершить то, к чему я себя предназначил. Этой славы достаточно для одного человека»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Фотоархив журнала
24 мая 1928 года исследователь Умберто Нобиле отправился на дирижабле на Северный полюс, но транспортное средство потерпело катастрофу. Амундсен был вынужден возглавить спасательную операцию. 18 июня полярник отправился в полет, но связь с ним была потеряна. Сам Нобиле был спасен через пять дней после своего исчезновения — 23 июня
Фото: AP
В сентябре 1928 года в море был найден топливный бак самолета Амундсена. Была выдвинута версия, что из-за плохих погодных условий путешественник был вынужден приводниться. Дальнейшие события остаются неизвестными. 14 декабря 1928 года — в годовщину покорения Южного полюса — ровно в полдень в Норвегии было объявлено двухминутное молчание в память о полярнике. В конце 2000-х были предприняты попытки найти самолет Амундсена, но безуспешные
Фото: Library of Congress