29 июля 1987 года между Великобританией и Францией было подписано соглашение о строительстве Евротоннеля, или тоннеля под Ла-Маншем. Одно из величайших строений XX века, самый длинный тоннель под морским дном, — в фотогалерее «Ъ».
Впервые идея тоннеля, соединяющего французский и английский берега Ла-Манша, возникла в конце XVIII — начале XIX века. Проект был предложен Наполеоном при заключении мирного договора между Англией и Францией, однако из-за войны он так и остался на бумаге. Соглашение о строительстве Евротоннеля было подписано лишь в 1987 году британским премьер-министром Маргарет Тэтчер и президентом Франции Франсуа Миттераном
Фото: AP / sStf
Строительство тоннеля началось еще в 1876 году, но спустя семь лет было остановлено из-за опасения британцев, что тоннель может стать причиной возможного вторжения противника на территорию Великобритании
Фото: AP
Работы возобновились в 1922 году по инициативе британской стороны, но снова были остановлены по политическим причинам. Лишь по окончании Второй мировой войны была достигнута некоторая определенность в вопросе строительства
Фото: AP / QA Photos
По проекту, окончательно утвержденному в 1987 году, тоннель должен был соединить два города -- Кале (Франция) и Фолкстоун (Великобритания). Этот путь был выбран, так как был самым коротким из возможных. Подрядчиком строительства стал англо-французский консорциум TransManche Link, в состав которого вошли десять строительных компаний и пять инвестиционных банков
Фото: AP
1 декабря 1990 года тоннель был соединен. Погрешность была совсем незначительной
Фото: AP / Michel Lipchitz
В конечном итоге англичане построили 84 км тоннеля, а французы — 69 км
Фото: AP
В проекте участвовали 13 тыс. рабочих и инженеров. Последние метры тоннеля английские и французские бурильщики проделали вручную — с помощью кирок и лопат
Фото: AP
В целом прокладка тоннеля заняла три года. Однако из-за постоянных остановок, связанных с нехваткой средств, строительство заняло семь лет
Фото: AP
Тоннель протяженностью около 51 км стал самым длинным тоннелем под морским дном
Фото: AP / Michel Lipchitz
Евротоннель терпел убытки на протяжении многих лет — о первой прибыли управляющая компания заявила только в 2008 году. Он стоил $15 млрд. Один километр тоннеля обошелся примерно в $297 млн
Фото: AP / Michel Lipchitz
6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном
Фото: AP / Laurent Rebours
Максимальная скорость, достигаемая поездом, равна 350 км/ч. Таким образом, из Парижа в Лондон можно добраться за 2 часа 35 минут. Сам тоннель поезда пересекают в среднем за 35 минут
Фото: AP / Max Nash