Культ времени
Анна Минакова о коллекции J12 от Chanel
В 2012 году часовому направлению Chanel исполнилось 25 лет. Те 27, которые насчитывает его история сегодня,— младенчество по часовым меркам, но и за этот довольно недолгий период Chanel Horlogerie умудрилась создать сразу две знаковые модели, одну из которых можно даже назвать культовой. Началось все в 1987 году с появления часов Premiere с восьмигранным корпусом, напоминающим очертания Вандомской площади, вид сверху. Часы были названы соответственно случаю: Premiere — "Первый". Вторая модель, та, которая уже претендует на уровень предмета культа, появилась спустя много лет: в 2000-м ее придумал тогдашний креативный директор Chanel Жак Элле. Название этих часов было более сложное, пришедшее из яхтенного мира,— J12. J-класс — это обозначение для восстановленных классических яхт, участвовавших с 1930 по 1937 год в Кубке Америки, и их реплик, а "12" — подкласс 12-метровых лодок. Задача была еще сложнее, чем расшифровка названия: традиционно успешный у женщин бренд Элле вознамерился сделать привлекательным и для мужской аудитории. При этом он не хотел создавать часы исключительно мужские — это было бы странным для общей эстетики Chanel,— а задумал представить спортивные унисекс-часы, прочные и легкие. С самого начала частью концепции J12 стал отвечающий за легкость и прочность материал — керамика. Для внедрения керамики в свое часовое производство Chanel имела все необходимое: с 1987 года — времени появления у Chanel часового направления — фабрика G&F Chatelain в швейцарском Ла-Шо-де-Фон изготавливала для его нужд корпуса, браслеты, застежки и осуществляла сборку; в 1993-м Chanel приобрела производство и решила изменить направление его деятельности, взяв курс на разработку технологии производства керамических элементов (заняла она целых шесть лет, зато Chanel стала обладателем уникальных в создании керамики технологий). Более того, Chanel удалось ввести керамику не только в часовое производство, но и в часовую моду, ведь до J12 к материалу относились слегка пренебрежительно, как когда-то к стали, пока не появились стальные "Ройал Оуки" и "Наутилусы" — не для тех, кто не накопил на золото (стоили они куда дороже просто стальных часов), а для тех, кто по-настоящему чувствует моду. Схожая история восхождения на часовой олимп и у J12.