Имя собственное
Личная монограмма как новая логомания
Сегодня практически любая модная марка предлагает сделать монограмму на чем угодно — блокноте, ремне, сумке или даже очках. Но есть ли в этом практический смысл и, что еще более важно, есть ли в этом признак хорошего вкуса? Традиция использовать личные инициалы как метку существовала испокон веков: монограммы обнаружены на артефактах Древнего Египта и Греции. Первые монеты с портретами и инициалами выпустивших их правителей — это тоже монограмма. Но в данном случае, как говорится, ничего личного, простое обозначение "государство — это я". Кстати, известна красивая русская монограмма XVII века без имени, но состоящая из трех букв ЦРЬ. В Средние века монограммами пользовались не столько владельцы предметов роскоши, сколько ремесленники, художники, печатники, которые их создали. Заказчики же — главным образом из числа аристократии — не нуждались в инициалах, им было достаточно гербов и прочих регалий. Начиная с XVII века инициалы появляются все чаще, но настоящий бум начался в XIX веке, когда буржуазия, не имевшая фамильных гербов, стала ставить инициалы на все подряд. По этому поводу в 1871 году в литературном британском журнале Appleton's Journal появилась критическая заметка о монограммах. Ее автор, выступавший под псевдонимом Стальное Перо, назвал "монограмманьяками" своих современников, которые, если вдуматься, не так уж отличаются от наших: "С печатей и колец, ювелирных изделий и часов, карточек и писчей бумаги, тарелок и карет монограммы должны перейти на скатерти, банные полотенца, одежду для собак, воротнички сорочек — до того момента, пока не закончится свободное место. Тогда останется только вытатуировать их на лбу".