Спасенное искусство

Александр Щуренков об ателье Chanel

Кропотливое ручное производство, характерное для мира моды еще сто лет назад, уже давно уступило место машинному — более дешевому и быстрому. В век, когда количество выпускаемых единиц одежды того или иного бренда исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч в сезон, говорить о ручной работе не имеет смысла, прежде всего по экономическим соображениям. На этом фоне люксовые марки уже давно продвигают бренд "сделано вручную", пытаясь тем самым подчеркнуть, что каждому предмету гардероба, появляющемуся с их логотипом, уделено максимальное количество внимания, и это самое спецвнимание положительно влияет на качество. Но поскольку в современном мире высокоточное машинное производство в целом ряде операций выдает качество куда более приличное, нежели ручное, модные марки ставят это клеймо не везде. Прежде всего применением максимального количества ручного труда могут похвастаться обувные мастерские и мануфактуры, производящие сумки. Да и то если первые шьют ботинки по индивидуальным меркам (в противном случае даже при небольших партиях будут применяться машины, помогающие натянуть кожу на болванку и пришить подошву к верхней части), а вторые выпускают свою продукцию в очень ограниченных количествах. Пожалуй, единственной модной сферой, где ручной труд определяет все, включая каждый стежок на платье, до сих пор остаются коллекции высокой моды. Тут человеко-часы, потраченные на создание любого предмета, измеряются десятками, сотнями и порой даже тысячами, а необходимость такого труда регламентируется правилами Синдиката высокой моды Франции. Несмотря на смягченные сейчас требования (теперь допускается до 30% машинных строчек), все дома с громкими именами предпочитают делать кутюрные платья "по старинке", то есть полностью вручную.
)