В конце прошлого года во Франции обнаружили крупнейшую коллекцию ретро-автомобилей. Они стояли в полуразвалившихся сараях, принадлежавших французскому транспортному магнату Роже Байону. В конце 70-х его компания разорилась и за автомобилями никто не ухаживал, после смерти коллекционера о них вовсе забыли. Уникальную коллекцию случайно обнаружили специалисты аукционного дома Artcurial. Как выглядят лучшие автомобили ХХ века, пережившие 40 лет забвения, — в фотогалерее «Ъ».
Наследники предпринимателя Роже Байона позвали антикваров в его поместье, расположенное в департаменте Пуату-Шарант, чтобы оценить имущество. Сам Байон скончался в 1996 году, а в 2014-м умер и его сын Жак. Имущество осталось без хозяина
На фото: Ferrari 250 GT SWB California Spider и Maserati A6G Gran Sport Frua
Фото: Artcurial
Семья Байонов разбогатела после войны на транспортных перевозках. Грузовики Les Trasports Baillon возили по всей Франции химические продукты и топливо
Фото: Artcurial
Роже Байон покупал военные грузовики и переделывал их в цистерны и рефрижераторы. А потом увлекся коллекционированием автомобилей
На фото: Panhard-Levassor Dynamic coupe X76
Фото: Artcurial
У старых машин, как и сейчас, тогда не было цены. С той разницей, что в наши времена их разыскивают за миллионы, а тогда отдавали по стоимости железного лома
На фото: Talbot Lago T26 Grand Sport coupe Saoutchik
Фото: Artcurial
Роже Байон мечтал о музее и специально для этого приобрел замок и землю в Пуату-Шарант. Вместе с сыном, Жаком Байоном, они собрали две сотни автомобилей — легковых и грузовых. Но музей так и не состоялся
На фото: Delahaye GFA 148 L и Talbot Lago Baby cabriolet by Guillore
Фото: Artcurial
В 1978 году компания Les Trasports Baillon разорилась. Роже Байон попал под суд за долги
На фото: Ferrari 250 GT SWB California Spider
Фото: Artcurial
Предприниматель готов был продать все, что имел, лишь бы сохранить коллекцию, но судебные приставы арестовали половину машин
Фото: Artcurial
Часть коллекции машин ушла с молотка в 1979 году. Вторая половина исчезла, потерялась из виду. Нашлась она под Рождество
Фото: Artcurial
Попавшие в поместье эксперты Artcurial не поверили своим глазам. «На трех гектарах мы обнаружили кое-как сколоченные сараи, покрытые толем, — говорит Матье Ламур, директор автомобильного подразделения Artcurial Motorcars. — А в них настоящие сокровища»
Фото: Artcurial
Все это время коллекция хранилась под навесами, открытая дождям, ветрам и снегу, поэтому кузова многих машин сильно пострадали за сорок лет
Фото: Artcurial
На восстановление оставшихся экземпляров у Роже Байона не было средств — у предпринимателя продолжались финансовые проблемы. Поэтому автомобили просто стояли на улице и постепенно покрывались пылью и паутиной
Фото: Artcurial
Было найдено (в разной степени сохранности) 95 автомобилей
На фото: Talbot Lago T26 cabriolet Saoutchik ex-Roi Farouk
Фото: Artcurial
История «спящих красавиц» обошла все газеты и телевизионные передачи. Однако нашлись скептики, которые говорили, что дело нечисто и ролики в новостях могли быть частью рекламной акции
Фото: Artcurial
Среди найденных машин оказался Talbot Lago T26 Grand Sport SWB Saoutichik (на фото), который некогда принадлежал египетскому королю Фаруку
Фото: AP / Jacques Brinon
В закрытом гараже стояли два самых ценных экземпляра собрания. Один из них — купе Maserati A6G Gran Sport Berlinetta Frua 1956 года (на фото), за который аукцион рассчитывает получить около 1,2 миллионов евро
Фото: AP / Jacques Brinon
На аукцион выставят около 60 машин. Остальные 40 автомобилей из коллекции не пойдут на продажу по причине их ужасного состояния
На фото: Facel Vega Excellence
Фото: AP / Jacques Brinon
Некоторые из машин проржавели настолько, что не подлежат восстановлению
На фото: Packard Eight Cabriolet
Фото: AP / Jacques Brinon
Вдохновившись образцом британских спорткаров конца 30-х годов – трехколесными Morgan — во Франции создали Sandford Type S Cyclecar с более мощным двигателем
Фото: AP / Jacques Brinon
Машины Talbot Lago T26 Record имели форсированный до 200 л.с. мотор и кузова от лучших ателье своего времени. Над кузовом этого авто трудился сам Яков Савчик — основатель легендарного ателье Saoutchik
На фото: Talbot Lago T26 Grand sport SWB Saoutichik
Фото: AP / Jacques Brinon
Последним владельцем этой Ferrari 250 GT California (на фото) был Ален Делон. Дизайн автомобиля в 1961 году создал дизайнер Серджио Пининфарина. Модель 250 GT California в свое время считалась шедевром, всего было выпущено 37 таких Ferrari. Машина сохранилась в неплохом состоянии: ее предварительная оценка — €9,5-12 млн
Фото: AP / Jacques Brinon
«Никогда еще такую коллекцию не находили в ее первоначальном виде,— говорит директор автомобильного подразделения Artcurial Motorcars Матье Ламур.— Мы чувствовали себя так же, как чувствовали себя лорд Карнарвон и Говард Картер, когда они проникли в гробницу Тутанхамона»
На фото: Talbot Lago T11 Cadette Berline
Фото: AP / Jacques Brinon