1 марта в Москве от Китай-города до места убийства оппозиционера Бориса Немцова — Большого Москворецкого моста — прошло шествие в память о нем. Траурный маршрут — в фотогалерее «Ъ».
1 марта в Москве прошло траурное шествие в память о Борисе Немцове. Марш памяти стал заменой запланированного оппозицией ранее, но отмененного из-за убийства политика антикризисного марша «Весна»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Полиция перекрыла движение на нескольких улицах в центре Москвы в связи с траурным маршем
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В толпе были видны плакаты и транспаранты с фотографиями Бориса Немцова и подписями «Он боролся за наше будущее», «Он боролся за свободную Россию», «БОРИСь». Некоторые люди стояли с табличками «Я — Борис»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Корреспондент “Ъ FM” Владимир Расулов с места событий: «Большая часть Славянской площади занята участниками шествия, из метро идет плотный поток людей, возле рамок металлоискателей очереди, сотрудниками полиции проводится тщательный досмотр. В руках у людей в основном флаги России с траурными лентами, фотографии Бориса Немцова, цветы»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Корреспондент «Ъ FM» Юрий Мацарский с места событий: «Шествие началось. Не могу посчитать, сколько здесь людей, речь идет о тысячах, если не о десятках тысяч. Я около 20 минут стоял в очереди к рамкам металлоискателей. Здесь огромное количество флагов с траурными лентами, некоторое количество партийной символики. В плане безопасности это мероприятие внешне мало чем отличается от других акций: рамки, много полиции, летают вертолеты»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
«К моменту начала мероприятия, посвященного памяти Бориса Немцова, около 4 тыс. граждан прошли через рамки досмотра. Еще около 3 тыс. находятся перед ними и в настоящее время организованно проходят досмотр. Таким образом, к началу мероприятия для участия в нем собралось порядка 7 тыс. человек»,— говорится в сообщении МВД
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Депутат Государственной думы России от фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Гудков (слева) и тележурналист Владимир Кара-Мурза-младший
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Люди шли молча, без лозунгов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Организаторов предупреждали, что рамок очень мало и просили занять все свободное пространство на площади. К тому времени, как первая колонна дошла до моста, у рамок до сих пор оставались тысячи человек
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В московской полиции еще накануне заявдяли, что предпримут все необходимые меры безопасности во время траурного шествия. «Для этого будет привлечено достаточное количество сил и средств, предприняты необходимые дополнительные меры контроля»,— сообщила днем ранее пресс-служба столичного главка МВД
На фото: политик Геннадий Гудков
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Людей с лозунгами почти не было, несколько человек несли небольшие плакаты «Пропаганда убивает»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
На траурном шествии присутствовало также много иностранных журналистов
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На марш вышла колонна анархистов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
На мосту скандировали «Борис с нами» и «Нет войне»
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Корреспондент «Ъ» Илья Барабанов в эфире «Ъ FM» с Большого Москворецкого моста: «Первая колонна вышла на мост, подошла к месту убийства. Людьми забита вся набережная, я знаю, что и у Китай-города все еще находится огромное количество людей. Честно говоря, я не помню шествия такого масштаба, можно говорить о десятках тысяч людей. Возможно, минут через 10-20 несколько слов скажет дочь Бориса Немцова Жанна — у места, где убили ее отца. Никто не кричит никаких лозунгов, какие-то партийные флаги есть, но большинство людей — просто с флагами России с траурными лентами. Это не политическая акция, но людей просто огромное количество. При проходе через металлоискатели проверяют очень строго, поэтому такое медленное движение людей, такие очереди. Наверное, можно сказать, что рамок выставили недостаточно. Мои родственники, которые пришли сюда сегодня, стояли в очереди на проход полтора часа. Меня удивило, что очень много молодежи. В этот раз вышло много молодых людей, даже несовершеннолетних. Полиции мало, она ведет себя на удивление корректно. Полиция очень деликатна, сотрудники не бросаются в глаза»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Один из организаторов акции Леонид Волков: «Уговорили даже самых бойких бабушек не скандировать лозунги на мосту; тут тишина и возлагают цветы. Это хорошо и правильно»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В толпе пришедших на марш памяти, помимо флагов России с траурными лентами и транспарантов, были видны флаги партий «РПР-Парнас», «Прогресс», «Яблока» и «Солидарности»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Сотрудники полиции не допустили на шествие памяти Бориса Немцова группу приблизительно из 10 националистов. Они шли в хвосте траурного шествия с шестью черно-желто-белыми флагами, несколько их представителей были в масках. Сотрудники полиции преградили им дорогу, потребовали снять маски и сопровождают их по Китайгородскому проезду в направлении Славянской площади
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
У места гибели Бориса Немцова была объявлена минута молчания
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Единственным выступившим на шествии стал Михаил Касьянов: «Светлая память Борису, нашему герою». Он же предложил называть Большой Москорецкий мост Немцовским
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
Корреспондент «Ъ FM» Владимир Расулов с Большого Москворецкого моста: «Можно сказать, что шествие проходит спокойно. Здесь рядом, буквально за 5 метров до финиша, по бокам колонны с плакатом "Герои не умирают" можно увидеть, что концентрируются полицейские и ОМОН: поскольку шествие подходит к концу для этих людей в колонне, они наверняка будут просить их разойтись. Задержания были в самом начале. Непонятно, за что именно людей задерживали. Даже группа националистов прошла с черно-белыми флагами, их пропустили через рамки, возможно, задержали позднее, но я не видел. Если смотреть на эту колонну с моста, шествие выглядит довольно масштабно, особенно с учетом того, что это всего лишь ее часть. Довольно давно такого в Москве не было. По поводу 100 тыс. не рискну сказать, но явно данные МВД занижены. Люди очень-очень плотно шли, и их очень много. Сейчас колонна опять начала движение. 15 минут назад хвост колонны не достиг и середины Москворецкой набережной. Думаю, людям потребуется еще минут 10, чтобы покинуть набережную». Цветов очень много, но людей не пустили прямо к месту убийства. Цветы, свечи, фотографии Бориса Немцова везде вокруг на тротуаре, на периллах. Кто-то оставляет здесь и плакаты»
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Корреспондент «Ъ FM» Юрий Мацарский с Большого Москворецкого моста: «Я сейчас нахожусь на мосту, одна колонна уже прошла место убийства Бориса Немцова. Огромное количество цветом там. Михаил Касьянов выступил, пообещал наказать убийц Бориса Ефимовича, сказал, что это силы против свободы и против правды. Когда первая колонна прошла набережную и вышла на мост, началось скандирование "Не забудем, не простим". Речь Михаила Касьянова закончилась этим же скандированием. Примерно половина моста уже занята людьми, речь точно идет о нескольких десятках тысяч человек. Вертолет, снимающий сверху, двигается постоянно от моста далеко назад, к началу шествия, где еще стоят люди у металлоискателей. Выступлений, кроме Михаила Касьянова, не было. Активно раздавал интервью, например, Илья Яшин. Пламенных политических речей и агитации не было»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В 17.00 колонны начали уходить с моста
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Акции в память о Борисе Немцове прошли во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Сочи, Челябинске. Кроме того, траурные мероприятия провели за рубежом: в Лондоне (у посольства России), Мариуполе, Минске и Вильнюсе
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Через час после начала мероприятия столичное ГУМВД сообщало, что в шествии принимают участие 16,5 тыс. человек. В начале шествия МВД оценивало число участников в 7 тыс. человек.
По оценкам организаторов шествия, в акции приняло участие не менее 70 тыс. человек.
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин