Кинокомпания Central Partnership отозвала из министерства культуры заявку на получение прокатного удостоверения для фильма «Номер 44». Картина режиссера Даниеля Эспинозы рассказывает об охоте советских органов госбезопасности на серийного убийцу детей в начале пятидесятых годов. Главный герой фильма — бывший солдат Лев Демидов; в одной из сцен фильма его фотографируют на фоне только что взятого Рейхстага вместо сослуживца, у которого на запястье надето слишком много украденных немецких часов. «Боюсь, это тот самый случай, когда "мы думали, что достигли дна, но тут снизу постучали". Но этого дна мы достигли сами. Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьем отраву о своей истории и о своей стране»,— прокомментировал решение кинопрокатчика министр культуры Владимир Мединский. О том, как в западном кино уже показывали русских силовиков — в фотогалерее «Ъ».
«Номер 44», Режиссер Даниэль Эспиноса, 2015 год. Том Харди влез в шинель майора МГБ Льва Демидова, в 1953 году одолевшего первого в СССР серийного убийцу
«Номер 44», Режиссер Даниэль Эспиноса, 2015 год
«Номер 44», Режиссер Даниэль Эспиноса, 2015 год
«Номер 44», Режиссер Даниэль Эспиноса, 2015 год
«Номер 44», Режиссер Даниэль Эспиноса, 2015 год
«Миссия в Москву». Режиссер Маикл Кертиц, 1943 год. Впервые Голливуд воспел советских силовиков — увы, реальных,— в 1943-м. «Миссию в Москву», оду сталинскому террору, Майкл Кертиц снял по книге Джозефа Дэвиса, американского посла в СССР, съемки курировали лично президент Рузвельт, Госдеп и армия. Братство по оружию, конечно, обязывало, но не до такой же степени. Прокурор Вышинский (Виктор Франсен), обличая троцкистско-бухаринских извергов, затмевал красноречием Франклина вкупе с Линкольном
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
«Миссия в Москву». Режиссер Маикл Кертиц, 1943 год
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
«Миссия в Москву». Режиссер Маикл Кертиц, 1943 год
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
«Железный занавес». Режиссер Уильям Уэллман, 1948 год. Уже в 1948 году «Железный занавес» Уильяма Уэллмана, ода перебежчику Гузенко, оформил новую голливудскую идеологию: за «второй фронт» агитировали советские шпионы
Фото: AFP / The Kobal Collection
«Железный занавес». Режиссер Уильям Уэллман, 1948 год
Фото: DIOMEDIA / Mary Evans
«Берлинский экспресс». Режиссер Жак Турнер, 1948 год. Тем удивительнее и анахроничнее появление в «Берлинском экспрессе» сугубо положительного лейтенанта Максима Кирошилова (Роман Топоров), героя Сталинграда. Поначалу он пытался, ссылаясь на предписание, следовать к месту службы, уклониться от авантюрной акции пестрой компании — антифашистской коалиции в миниатюре — по спасению великого немецкого гуманиста, похищенного нацистским подпольем. Но потом, несмотря на устав, бросался в бой
Фото: DIOMEDIA / United Archives
«Берлинский экспресс». Режиссер Жак Турнёр, 1948 год
Фото: DIOMEDIA / Mary Evans
В финале «Берлинского экспресса» американец и русский обменивались адресами, обещая друг другу встретиться «в любое время». Однако же «встретились» они лишь в фильме «Враг у ворот» (Жан-Жак Анно, 2001), посвященном сталинградскому снайперу Василию Зайцеву (Джуд Лоу)
Фото: DIOMEDIA / Photos 12 - Cinema
«Враг у ворот». Режиссер Жан-Жак Анно, 2001 год
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
Уже в годы холодной войны Голливуд выделил две категории советских силовиков, с которыми можно дружить: подводники и следователи. В фильме «Русские идут! Русские идут!» (Норман Джуисон, 1966) экипаж советской субмарины, севшей на мель у берегов Массачусетса, максимально деликатно — не дай бог напугать обывателей — шарился по острову Глостер в поисках инструмента для ликвидации аварии
Фото: DIOMEDIA / Photos 12 - Cinema
«Русские идут! Русские идут!». Режиссер Норман Джуисон, 1966 год
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
Советские подводники стали героями фильма Кэтрин Бигелоу «К-19» (2002): Харрисон Форд сыграл капитана Алексея Вострикова, спасшего мир от ядерной катастрофы
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
«К-19». Режиссер Кэтрин Бигелоу, 2002 год
Мускулистая режиссура Бигелоу «отменяла» эффект «Охоты за "Красным Октябрем"» (Джон Мактирнан, 1990), где командир подлодки в исполнении Шона Коннери перебегал на Запад, пристрелив своего политрука
Фото: DIOMEDIA / Heritage Images
«Парк Горького» (Майкл Эптед, 1983), снятый на жесточайшем пике холодной войны, изумляет: Москва — вполне живой и веселый город, населенный красивыми людьми, а не разбомбленный бидонвиль, по которому ползают изможденные жертвы ГУЛАГа. Следователи запугивают свидетеля тем, что выбросят его в окно, но это не чекистское зверство, а нормальный следственный метод в духе «Грязного Гарри». Безукоризненный Аркадий Ренько (Уильям Херт), сорвавший вывоз за кордон партии соболей, остается самым красивым голливудским «красным»
Фото: DIOMEDIA / Entertainment pictures
«Парк Горького». Режиссер Майкл Эптед, 1983 год
Фото: DIOMEDIA / Mary Evans
«Парк Горького».
Режиссер Майкл Эптед, 1983 год
Фото: DIOMEDIA / Mary Evans
Капитан Иван Данко (Арнольд Шварценеггер) уже на официальном уровне — новое «братство по оружию» — вместе с напарником-янки захватывал наркобарона Руставели в «Красной жаре» (Уолтер Хилл, 1988)
Фото: AFP / The Kobal Collection
«Красная жара». Режиссер Уолтер Хилл, 1988 год
Фото: DIOMEDIA / Mary Evans
Следователь Вадим Лезиев (Мартин Чокаш) на пару с диковатым психоаналитиком, евреем и геем,— в «Эвиленко» (Дэвид Греко, 2004) искал и нашел Чикатило. Однако, схваченного чуть ли не с поличным, его отпускали, поскольку он — «член партии»
Чикатило искали и лейтенант Бураков (Стивен Ри), поклонник методов ФБР, и психиатр Александр Бухановский (сам Макс фон Сюдов) в «Гражданине Икс» (Крис Джерольмо,1995)
Фото: DIOMEDIA / Photos 12 - Cinema