18 мая 1935 года во время демонстрационного полета на Центральном аэродроме потерпел катастрофу гордость советского авиапрома самолет-гигант «Максим Горький». Одна из самых резонансных катастроф в истории советской авиации — в фотогалерее «Ъ».
Самолет-гигант «Максим Горький» строился как флагман одноименной агитационной эскадрильи. Идея ее создания возникла осенью 1932 года, когда страна отмечала 40-летие творческой деятельности Максима Горького. А 5 мая 1933-го, в День печати, началась ее регулярная работа. Все это время по инициативе журналиста и писателя Михаила Кольцова, главного редактора «Огонька», шел сбор средств на постройку флагманского самолета. На строительство авиагиганта ушло около 6 млн руб., а по времени — меньше года
Фото: М. Марков / Фотоархив журнала «Огонек»
«Максим Горький», как описывал его «Огонек», «самолет, который обеспечивает комфортабельные условия путешествия и работы». Он был рассчитан на 70 с лишним человек. В его огромных крыльях размещались служебные помещения и каюты
Фото: Ф. Кислов / Фотоархив журнала «Огонек»
«Воздушный гигант имеет восемь моторов общей мощностью около 7 тыс. лошадиных сил, оборудован новейшими аэронавигационными приборами, а запас горючего позволяет ему лететь без посадки 2 тыс. км»,— рассказывал в деталях «Огонек»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
На борту «Максима Горького» были своя электростанция, телефон-автомат, радиопередатчики, типография, библиотека, фотолаборатория, киноаппаратура. С помощью громкоговорящей установки «Голос с неба» велось вещание во время полета, а специальная световая установка позволяла проецировать лозунги на облака
Фото: Ф. Кислов / Фотоархив журнала «Огонек»
Проектировать «чудо-самолет» поручили конструктору Андрею Туполеву, который уже работал над созданием тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Кроме КБ Туполева, над чудо-самолетом работало множество промышленных и научных организаций. Главным предназначением АНТ-20 должна была стать агитационная деятельность: гигантский самолет должен был доказывать выдающиеся научные и авиационные успехи Советского Союза под мудрым руководством Сталина. Кроме того, АНТ-20 мог использоваться и как грузовой самолет, и как пассажирский, включая вариант люкс для перевозки высшего партийного руководства. По некоторым сведениям, обсуждался и проект бомбардировщика с серьезным вооружением
Фото: Wikimedia
Первый тренировочный полет прошел 17 июня 1934 года. За штурвалом самолета был летчик-испытатель Михаил Громов (на фото)
Фото: М. Озерский / Фотоархив журнала «Огонек»
1 мая 1935 года, журнал «Огонек»: «В строй воздушных кораблей республики вступил величайший в мире сухопутный самолет,— сообщал журнал.— Самолет выстроен целиком из советских материалов. Пробные полеты полностью оправдали все предварительные расчеты. Самолет построен по последнему слову мировой авиационной техники»
Самолет-гигант «Максим Горький» поднялся в небо над Красной площадью 1 мая 1935 года
Фото: РИА НОВОСТИ
В полет 18 мая было решено отправить тех, благодаря кому был создан «Максим Горький» — сотрудников ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского) и членов их семей.
На фото: командир самолета «Максим Горький» Николый Журов у штурвала
Фото: Ф. Кислов / Фотоархив журнала «Огонек»
Сообщение ТАСС 18 мая 1935 года: «18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа. Самолет «Максим Горький» совершал полет под управлением летчика ЦАГИ т. Журова. В этом полете «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением летчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ... При выходе из «мертвой петли» летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький». «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
18 мая 1935 года, всего через несколько дней после первого полета, «летающая крепость» камнем рухнула на землю в поселке Сокол в Москве и разбилась. Как установила специальная комиссия, в авиакатастрофе были виноваты «вредители», а именно пилот самолета-сопровождения биплана И-5, врезавшегося в «Максим Горький», Николай Благин. Его назвали «воздушным хулиганом», хотя коллеги утверждали, что опытный пилот не стал бы выполнять небезопасные фигуры по своей инициативе. Существовала и другая версия, согласно которой Благин, сын полковника царской армии, намеренно врезался в самолет, отправив перед катастрофой письмо редактору русскоязычной эмиграционной газеты «Меч» в Варшаве, которое содержало антиправительственные лозунги и признания намеренно лишить жизни людей, имеющих отношение к созданию «Максима Горького»: «Братья и сестры! Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя. Я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Николае Благине, погибшем за русский народ! Москва, 17 мая 1935 года». Позднее это письмо не прошло проверку на подлинность. В 2010 году была рассекречена долкладная записка главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину, связанная с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Оказалось, что Благина заставили выполнить опасный трюк, так как полет записывался для видеохроники
Фото: Wikimedia
Погибли 49 человек, из них 8 — члены экипажа. Их хоронили 20 мая. Урны с прахом пилотов из Колонного зала Дома Союзов, где проходило прощание, выносили Никита Хрущев (на фото слева) и Николай Булганин
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
После катастрофы было решено построить новую, улучшенную версию АНТ-20 — самолет АНТ-20 бис (на фото), оснащенный более мощными двигателями, появился в 1938 году. Несмотря на то, что планировалось построить не менее 10 подобных самолетов, АНТ-20 бис так и остался единственным в своем роде. Он получил название ПС-124 (пассажирский самолет 124 завода) и совершал регулярные полеты по маршруту Москва – Минеральные воды до декабря 1940 года
Фото: Wikimedia
В ноябре 1941 года АНТ-20 бис был передан в эскадрилью особого назначения московского аэропорта, а затем Узбекскому управлению авиации. 14 декабря 1942 года самолет из-за ошибки экипажа потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента
Фото: Wikimedia