Ab ovo
Дарья Цивина о Cook'kareku и Brasserie Belge 0.33
Александр Раппопорт прямо-таки не сходит со страниц нашей рубрики, потому что открывает новые рестораны один за другим, и один другого успешнее. Еще один свежий образец безусловного коммерческого успеха — круглосуточный ресторан для завтраков Cook'kareku. В чем причина? Ну во-первых, имя Раппопорта уже работает само на себя, как когда-то работали на себя имена Новикова и "Гинзы". Такая самореклама имеет столь же благодатное, сколь и пагубное действие — фанаты-поклонники-болельщики-тусовщики плавно перетекают из одного нового заведения в другое, еще более новое, создавая эффект пирамиды МММ — понятно, что долго на таком обороте никакое заведение не протянет, это показал опыт многих московских заведений, которые с шумом открывались и тихо закрывались. Во-вторых, Раппопорт всегда берет четко продуманным оригинальным концептом, причем концепт этот всегда новый и свежий — ни одно последующее заведение никогда не повторяет предыдущее, каким бы успешным оно ни было (это к вопросу о растиражированных канарейках в клетках и помидорах с постным маслом у конкурирующих компаний; а сравнивать Раппопорта теперь, хочешь не хочешь, приходится именно с ними, потому что его империя разрастается месяц от месяца и стремительно приближается к показателям конкурентов). Новый ресторан Cook'kareku — ресторан, где все начинается ab ovo, поскольку это заведение для завтраков, а завтрак немыслим без яйца. Иными словами, это яичный ресторан, то есть яйцо присутствует тут во всех видах и всех блюдах. Ну а дальше начинаются всякие подводные камни. Да, в "Кукареку" полным-полно народу, и в выходные дни уже в 11 часов утра оба этажа ресторана заполнены гостями до отказа — шум, гам, множество детей, шампанское рекой и многочасовые завтраки на всевозможные вкусы и аппетиты. То есть Раппопорт попытался создать новый бренд, увязав в головах потенциальных клиентов два ключевых понятия и выведя алгоритм — если завтрак, то в "Кукареку". При этом он, конечно же по старой московской привычке, постарался впихнуть в это меню все возможные варианты застолья, включая обед и ужин. То есть в меню, помимо разных каш, сырников, омлетов, "бенедиктов" и всевозможных национальных яичных блюд — от испанской тартильи с жареной картошкой до азербайджанского кюкю с рубленой зеленью,— есть и харчо, и похмельные щи из квашеной капусты, и стейк рибай с чатни и молодым картофелем, и телячьи щеки с картофельным хашем и яйцом в мешочек, и любимый Раппопортом "завтрак туриста": тушеная говядина с гречневой кашей и опять-таки яйцом в мешочек. А еще — "Цезарь" и "Нисуаз", оба опять-таки с вездесущим "мешочным яйцом", и тартар из говядины с яйцом перепелиным, и сэндвич, и брускетта, и смореброд, и жюльен — в общем, "все, что душеньке угодно" — как это принято в Москве. В результате гости объедаются до отвала, употребляя немереное количество яиц и прочей, понятной на вкус и довольно-таки добротной снеди, а платят при этом по 340 либо 420 руб. за блюдо (NB: существует система скидок и доплат, в зависимости от времени суток и состава ингредиентов, так что ночью можно съесть томленую треску с хреном, мятым картофелем и яичным шаром в панировке за 126 руб., а стейк рибай днем — за 1420 руб.). Будет ли пользоваться успехом "Кукареку" долгие годы? Вряд ли. Скорее всего, публика скоро пресытится яичным меню — и в прямом, и в переносном смысле. Ведь завтрак — дело каждодневное, очень традиционное и не предполагает бесконечного аттракциона с живыми цыплятами в курятнике на улице и "мешочного яйца" как главного ингредиента меню. Скорее всего — это скоротечный, хотя и очень эффектный проект. Впрочем, учитывая специфику московской публики и московского ресторанного бизнеса — "Кукареку" может, в конце концов, "вылупиться" из "мешочного яйца" и переориентироваться на куриное мясо. Тоже, кстати, концепт — от coq-au vin до чахохбили, от жюльена опять-таки до "Цезаря". И вывеску можно не менять.