10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул двухпалубный прогулочный теплоход «Булгария». В результате катастрофы погибли 122 человека, из них 28 детей. Хроника крушения судна и расследование дела — в фотогалерее “Ъ”.
10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище на Волге затонул двухпалубный прогулочный теплоход «Булгария» (на фото), на борту которого находился 201 человек. Авария произошла в 3 километрах от берега, глубина в том месте составляла 20 метров. О ЧП сообщил капитан проходившего теплохода «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию
Фото: Ъ
На месте затопления теплохода было спасено 79 человек. Как свидетельствовали очевидцы, люди, потерпевшие крушение, пытались добраться до плотов, спасательных кругов, спастись с помощью других подручных средств. Спасшиеся пассажиры утверждали, что «Булгария» затонула чрезвычайно быстро — буквально за три минуты. По их словам, перед тем, как пойти на дно, теплоход завалился на правый бок
Фото: Пресс-служба МЧС по Республике Татарстан
Сразу после крушения президент России Дмитрий Медведев поручил главе Татарстана оказать помощь пострадавшим, а председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину — провести тщательное расследование причин происшедшего
На фото: выжившие пассажиры «Булгарии»
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
Как выяснил СКР, судно опрокинулось во время сильного волнения, вызванного порывами ветра и грозой. Учитывая, что «Булгария» не была рассчитана на эксплуатацию в плохих погодных условиях, команда должна была вернуть судно в порт, однако этого сделано не было. Кроме того, в момент катастрофы иллюминаторы судна из-за жары были открыты, и попавшая в них вода ускорила развитие трагедии
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
К 12 июля 2011 года с борта затонувшей «Булгарии» в общей сложности были подняты тела 83 человек. Среди прочих водолазам удалось обнаружить тело капитана судна Александра Островского и его супруги
На фото: поисково-спасательная операция на месте крушения теплохода
Фото: МЧС Республики Татарстан
О результатах своей проверки сообщила и транспортная прокуратура. По ее данным, «Булгария» не должна была отправляться в рейс, так как у ее эксплуатантов не было лицензии на перевозку пассажиров. После этого Дмитрий Медведев распорядился начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов
На фото: люди читают списки оставшихся в живых пассажиров «Булгарии», вывешенные на стене Казанского речного вокзала
Фото: Коммерсантъ / Рамиль Гали
Уцелевший в катастрофе электромеханик «Булгарии» рассказал журналистам, что капитан до последнего момента оставался на мостике и пытался совершить маневр, который удержал бы накренившееся на правый борт судно на плаву, и «не обращал внимания» на предложения эвакуироваться
На фото: похороны капитана теплохода «Булгария» Александра Островского
Фото: Коммерсантъ / Рамиль Гали
12 июля был объявлен днем траура по всей России, в Казани прошла гражданская панихида по погибшим в катастрофе. По всему городу были приспущены государственные флаги, горожане несли к речному порту цветы, свечи и мягкие игрушки
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
В рамках расследования обстоятельств кораблекрушения СКР возбудил целую серию уголовных дел. Под уголовное преследование попали старший эксперт камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов (на фото) и гендиректор ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина, а также капитаны двух судов, находившихся возле места катастрофы, не оказавшие помощь попавшим в бедствие
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
Господин Ивашов, по данным СКР, проверял «Булгарию» в июне 2011 года, но, несмотря на плачевное состояние судна, дал разрешение на его использование для перевозки людей. Фирма госпожи Инякиной выступала субарендатором «Булгарии». По мнению следствия, у «Аргоречтура» отсутствовала лицензия на перевозку пассажиров. Таким образом, фирма госпожи Инякиной оказывала услуги, не отвечающие требованиям безопасности
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
15 июля 2011 года водолазы завершили поисковые работы на месте затопления судна. Всего было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги На фото: премьер-министр Владимир Путин во время возложения цветов к месту памяти о погибших пассажирах «Булгарии»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
16 июля 2011 года началась подготовка к подъему затонувшего судна. Под носовую и кормовую части «Булгарии» были заведены спрямляющие стропы, затем судно начали постепенно приподнимать. Поставить на киль судно планировалось за час, однако из-за проблем с одним из стропов процесс затянулся
На фото: глава МЧС Сергей Шойгу (третий справа) на базе МЧС по поднятию затонувшего теплохода
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
22 июля 2011 года операция по подъему теплохода «Булгария» перешла в активную фазу. Корпус судна был частично поднят над уровнем воды, после чего «Булгарию» было решено отбуксировать на мель в Кирельский затон. Также было обнаружено еще восемь тел тех, кто ранее считался пропавшими без вести
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
15 августа 2011 года Ространснадзор опубликовал результаты технического расследования причин крушения теплохода. По мнению ведомства, трагедия произошла из-за «совокупности факторов», в том числе по вине капитана судна Александра Островского. Он, согласно заключению комиссии, не только проигнорировал штормовое предупреждение и вышел в рейс без разрешения диспетчера, но и совершил опасный маневр, после чего судно затонуло
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
В этот же день в рамках дела «Булгарии» были задержаны начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный государственный инспектор этого же отдела Владислав Семенов. Им было предъявлено обвинение по статье «Злоупотребление должностными полномочиями»
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
Список обвиняемых также пополнил член экипажа затонувшего корабля — старший помощник капитана Рамиль Хаметов. Ему инкриминировалось нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
К ответственности были привлечены капитаны сухогруза «Арбат» Юрий Тучин и буксира «Дунайский 66» Александр Егоров (на фото), не оказавшие помощи тонущему судну. 26 декабря 2011 года Юрий Тучин был приговорен к штрафу в размере 130 тыс. руб. 28 февраля 2012 года Московский районный суд Казани приговорил Александра Егорова к штрафу в 190 тыс. руб.
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов
Расследование в отношении остальных пяти обвиняемых продолжалось почти два года. 6 мая 2013 года Московский районный суд Казани приступил к рассмотрению 100-томного уголовного дела о крушении теплохода. Большинство подсудимых не признали своей вины, переложив ее на экипаж судна, а также на правоохранительные органы, которые, по их мнению, должны были запретить последний рейс
На фото: гендиректор ООО «Аргоречтур» (компания-субарендатор теплохода) Светлана Инякина, обвиняемая по делу о крушении
Фото: Коммерсантъ / Дамир Тамерланов
3 июля 2014 года Московский суд Казани признал виновными всех фигурантов уголовного дела о крушении теплохода «Булгария». Приговором Московского райсуда Рамилю Хаметову назначено 6 лет 6 месяцев, Светлане Инякиной — 11 лет, Владиславу Семенову — 5 лет, Иреку Тимергазееву — 6 лет колонии общего режима. Яков Ивашов получил пять лет лишения свободы, но его освободили от наказания по амнистии
На фото: судья Сергей Якунин
Фото: Коммерсантъ / Дамир Тамерланов
2 апреля 2015 года Верховный суд Татарстана смягчил приговор основному фигуранту дела субарендатору судна Светлане Инякиной, освободив от наказания по одной из статей. В тоже время суд отменил амнистию, в связи с которой был полностью освобожден от наказания Яков Ивашов, и назначил ему пять с половиной лет колонии
Фото: Коммерсантъ / Михаил Соколов