15 июля 2014 года произошла крупнейшая за всю историю московского метро техногенная катастрофа. На перегоне «Парк Победы»—«Славянский бульвар» после резкой остановки поезда с рельсов сошли три вагона. В результате аварии погибли 24 человека, пострадали более 200. Хроника аварии и расследование дела — в фотогалерее «Ъ».
15 июля 2014 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории московского метро. Авария, унесшая жизни 24 человек, произошла на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Поезд на полном ходу сошел с рельсов на стрелке, врезавшись в бетонную стену тоннеля. Скорость состава в этот момент была около 70 км/ч
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Спасательная операция началась с некоторой задержкой — сошедший с рельсов поезд застрял на перегоне, и чтобы добраться до него, пожарным, естественно, понадобилось время. Пассажиры пытались сами выбраться из состава, три первых вагона которого превратились в груду железа
Фото: Коммерсантъ / Ольга Чумаченко
Всего в результате аварии погибли 24 человека, еще около 180 получили ранения. В числе погибших оказались граждане России, Китая, Таджикистана, Киргизии, Молдавии и Украины
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
СКР почти сразу исключил версию теракта в московском метро. По словам господина Маркина, побывавшего на месте ЧП, авария носила исключительно техногенный характер
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Мэр Москва Сергея Собянин заявил, что за каждого погибшего в трагедии родственникам будет выплачен 1 млн руб., а каждому пострадавшему 0,5 млн руб
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев
В рамках расследования уголовного дела были задержаны первые подозреваемые: старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев
По версии следствия, с конца мая 2014 года на перегоне «Парк Победы»—Славянский бульвар» начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка. Сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, которая порвалась из-за вибрации, вызванной проезжавшими по ней поездами
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Проезжая через стрелку, поезд был направлен ею в еще не достроенный тупик для разворота. От удара о стену на скорости около 70 км/ч три передних вагона были полностью разрушены
Фото: МЧС России
21 июля в рамках уголовного дела об аварии в московском метро были задержаны еще два фигуранта. К ранее арестованным мастерам-путейцам добавились 31-летний заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов и 55-летний директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
По версии следствия, господин Круглов являлся ответственным за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне Парк Победы—Славянский бульвар, однако не осуществил надлежащего контроля
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев
В свою очередь господин Трофимов, лично участвовавший в строительстве стрелочного перевода, как полагает следствие, допустил ненадлежащее закрепление привода остряка стрелки проволокой вместо специального запорного устройства
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
22 июля из-за аварии в метро мэр Москвы Сергей Собянин отстранил от должности начальника столичного метрополитена Ивана Беседина (в центре), который на момент аварии находился в отпуске.Вместо него на эту должность назначен Дмитрий Пегов — выходец из РЖД, до последнего времени руководивший дирекцией скоростного сообщения компании
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Большинство москвичей называют главной причиной июльской аварии в метро халатность сотрудников метрополитена. Таковы данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным социологов, в обществе распространено убеждение, что причинами катастроф на транспорте чаще всего становится человеческий фактор. При этом подавляющее большинство жителей столицы уверено: строительство новых станций улучшит транспортную ситуацию в городе
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев
В июне этого года СКР направил в суд первое уголовное дело о крупной аварии в Московском метрополитене. Обвинение в нарушении правил эксплуатации и безопасности движения предъявлено заместителю гендиректора ООО «Спецтехреконструкция» Анатолию Круглову и трем работникам метро. На этом расследование не закончено: по «большому» делу о катастрофе на данный момент проходят еще четыре человека
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин