После того, как Facebook заблокировал ссылку на историко-архивную статью на сайте kommersant.ru c кадром из греческого фильма 1955 года «Фальшивая монета», где актриса позирует художнику обнаженной, «Ъ» с помощью культуролога Валентина Дьяконова продолжает изучать обнаженное тело в рамках искусства — теперь в фотографии.
Эжен Дюрье. «Обнаженная». 1850-е Художники рано стали использовать фотографию как источник для живописи. Снимками Эжена Дюрье пользовался другой Эжен, много более известный — Делакруа
Фото: Jean Louis Marie Eugene Durieu
Фрэнк Юджин. «Адам и Ева». 1898 Примерно так до сих пор выглядит приемлемая эротическая фотография, способная обойти цензуру и при этом претендовать на статус искусства. Библейский сюжет, известный в десятках тысяч версий за историю христианского искусства, легкая дымка, скрывающая слишком натуралистичные детали, глаза модели опущены — чтобы не провоцировать
Фото: Frank Eugene
Альфред Штиглиц. «Руки и грудь (Джорджия О'Киф)». 1919 Альфред Штиглиц, издатель журнала Camera Work и организатор многочисленных выставок, был одним из тех, кто превратил фотографию в искусство. На этом снимке изображена его супруга — без ретуши, соблазнительных поз и прочих атрибутов ранних ню. Фотографии такой степени реализма будут популярны (и признаны искусством) только через 50-60 лет после появления снимка
Фото: Alfred Stieglitz
Эдвард Уэстон. «Обнаженная». 1923 Один из самых знаменитых американских фотографов нашел себя в Мексике, а его музой была изображенная здесь фотограф и левая активистка Тина Модотти. Музеи до сих пор собирают намного более сдержанные и эстетские ню Уэстона, а его снимки такого типа все еще становятся поводом для споров — например, стоит ли музеям публиковать их на своих сайтах (дети увидят!)
Фото: Эдвард Уэстон
Ман Рэй. «Скрипка Энгра». 1924 В 2009 году иранская художница Лейла Пазуки сделала проект о цензуре в мусульманских странах. На протяжении нескольких лет она тайком вырывала иллюстрации из книг по искусству, хранящихся в библиотеке Университета изяющных искусств Тегерана. Чаще всего цензоры замазывают тела целиком, но в этом случае одной из самых известных эротических фотографий Ман Рэя подрисовали изящное летнее платье
Фото: Man Ray
Хорас Рой. «Распятие завтрашнего дня». 1938 На фото забытого всеми английского фотографа есть те элементы, за которые у нас штрафуют или сажают — крест и обнаженная девушка. Справедливости ради, снимок вызвал скандал и в 1938 году, но теперь считается классикой антивоенной фотографии на пороге Второй мировой войны
Фото: Horace Roye
Хельмут Ньютон. «Они идут». 1981 Впервые Ньютон столкнулся с внутренней цензурой глянцевых журналов в 1975 году, когда английский и итальянский Vogue отказались печатать его серию «История Ооо!..», хотя в ней обнаженки не было совсем — только намеки на разврат. Зато французский Vogue шесть лет спустя пошел ва-банк и опубликовал «Они идут» на целом развороте, и с тех пор ее копировали и пародировали сотни раз
Фото: Reuters
Энни Лейбовитц. Обложка журнала Vanity Fair. Август 1991 У цензоров в области СМИ, по крайней мере, на Западе, очень интересная работа. Если они видят обложку с обнаженной женщиной, им надо подсчитать, какой процент от общей площади груди виден на снимке. Недопустимым в Великобритании и США считается примерно одна шестая. Знаменитая обложка с беременной Деми Мур тоже подверглась цензуре, но теперь стала классикой
Фото: Vanity Fair
Нобуеси Араки. «Бондаж». 1993 Араки снимал нечто подобное еще с 1960-х годов, и в родной Японии его неоднократно цензурировали. В 90-е у него началась международная карьера, и фотографии свзанных и (часто) подвешенных на крюках красоток теперь есть в важнейших государственных и частных собраниях. О своем увлечении садо-мазо Араки рассказывает трогательно: «Я иногда забываю камеру, но веревка у меня всегда с собой. Если не могу привязать их сердца, так хоть тела свяжу!»
Фото: Nobuyoshi Araki
Райан Макгинли. «Фейерверк». 2002 Райана Макгинли рано признали настоящим художником: первая музейная выставка у него открылась, когда ему было 25. Он снимает почти исключительно обнаженных молодых людей обоего пола, но с цензурой столкнулся лишь дважды, и оба раза онлайн. В 2014 году компания Google потребовала у популярного музыкального сайта Drowned in Sound замазать голые попы на обложке альбома группы Sigur Ros, снятой Макгинли, и в том же году Instagram удалил аккаунт фотографа
Фото: Ryan McGinley
Леонард Нимой. «Три грации». 2007 Имя Леонарда Нимоя свято для многомиллионной армии фанатов сериала Star Trek (он играл там доктора Спока), но о его увлечении фотографией знают немногие. Нимой долгое время занимался критикой западных стандартов красоты и снял целую фотокнигу с полными женщинами. «Три грации», основанные на популярном сюжете эпохи Возрождения, не прошли цензуру Facebook, когда одна из фанаток Нимоя опубликовала снимок на своей странице
Фото: Leonard Nimoy
Терри Ричардсон. Рекламная кампания парфюма Tom Ford For Men. 2007 Репутация Терри Ричардсона ужасна: его обвиняют в многочисленных изнасилованиях моделей или, по крайней мере, в принуждении к сексу. Но к нему ничто не липнет — заказы регулярно поступают, книги и выставки случаются часто. Исключительно рисковая рекламная кампания для парфюма Тома Форда была запрещена к публикации в Италии, но в других странах Европы ее удалось отстоять. Главный аргумент — художественность и аудитория (мужские журналы)
Фото: Terry Richardson
Ларри Кларк. «Без названия» (1980-е) на первой странице газеты Liberation. 2010 Ларри Кларк наделал много шуму своим фильмом «Детки» (1995), но его фотографии подростков, занимающихся сексом, тоже способны шокировать общественность. В 2010 году в столице Франции разгорелся скандал: власти города присвоили выставке Кларка в Музее города Парижа маркировку «18+». Либеральная общественность посчитала это актом цензуры, а газета Liberation поместила один из снимков на первую страницу
Фото: Liberation
Давид Ляшапель. Плакат для благотворительного вечера Life Ball. 2014. Организаторы благотворительной акции в помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом знали, кого позвать в качестве дизайнера. Модный фотограф Давид Ляшапель, никогда не избегавший острых тем, пригласил трангендерную модель Кармен Карреру и попал в точку: правые и просто консерваторы срывали плакат со стен, писали гневные филиппики в прессу — в общем, показали, что в наше время последним бастионом неприличия остается обнаженное тело с двойным комплектом гениталий. Грудь и пенис отдельно улицы Вены видели не раз, а вот вместе — никогда
Фото: David LaChapelle