21 декабря 1925 года родилась актриса Ольга Аросева. Всенародную любовь ей принесли роли в Театре сатиры и в кино, в том числе в комедиях Эльдара Рязанова, а также незабываемый образ эксцентричной пани Моники, ключевого женского персонажа самой популярной в 1970-е советской юмористической телепередачи «Кабачок “13 стульев”». Жизненный путь актрисы — в фотогалерее «Ъ».
Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 года. Ее отец был дипломатом, а мать работала секретарем-референтом у жены Вячеслава Молотова. В семье было трое детей, Ольга Аросева была младшей. Когда родители разошлись, сестры остались с отцом и переехали за границу
На фото: cестры Наталья, Ольга и Елена Аросевы
Фото: Фото из личного архива / Wikimedia
В 1937 году отца Ольги Аросевой арестовали, спустя год расстреляли, а детей отправили к матери. 12-летняя Ольга написала Сталину письмо, где заявила о невиновости отца. После того, как он не ответил, Аросева отказалась вступать в комсомол. Свой комедийный дар Аросева начала развивать, поступив в цирковое училище, откуда вскоре перешла в Московское городское театральное. Его она так и не окончила, потому что в 1946 году была принята в труппу Ленинградского театра комедии, где проработала до возвращения в 1950-м в Москву, в Театр сатиры
Фото: Wikimedia
В кино Ольга Аросева дебютировала в 1948 году в небольшой роли в колхозной мелодраме Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Драгоценные зерна». Затем последовало еще несколько эпизодический ролей, однако признание к ней пришло намного позже. В 1966-м актриса сыграла любимую женщину бескорыстного угонщика Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» (кадр из фильма на фото) Эльдара Рязанова
Фото: РИА НОВОСТИ
В аналогичном амплуа душевной женщины, не лишенной скрытой тяги к авантюризму, выступала актриса и в других рязановских картинах — «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». Среди аросевских героинь с взрывным и иногда невыносимым характером — роковая банкирша мадам Ксидиас в гротесковой трагикомедии Геннадия Полоки «Интервенция», темпераментная Парася в кинооперетте «Трембита», деспотичная пани Дульская в телевизионном шлягере «Мораль пани Дульской»
На фото: Валерий Золотухин и Ольга Аросева в фильме «Интервенция»
Фото: РИА НОВОСТИ
Еще в 1960-е Ольга Аросева с ее мгновенно узнаваемым голосом стала одной из самых любимых актрис у режиссеров-мультипликаторов: ее вкрадчивыми интонациями говорят множество анимационных лис, коварная госпожа Беладонна из «Неуловимого Фунтика», Баба Яга из серии мультфильмов «Баба Яга против»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Один из самых запоминающихся образом Ольги Аросевой — «светская львица» пани Моника в телепередаче «Кабачок 13 стульев». «Играть пани Монику было легко. Это ведь не классический образ, где нужно соблюдать какие-то каноны, традиции. Не скажу, что это создание сложного характера, это легкий, веселый человек, который в какой-то степени есть и во мне. Поэтому не трудно было быть самой собой», — вспоминала актриса. Передача, выходившая в эфир на протяжении 15 лет, открыла зрителю таких актеров как Ольга Аросева, Борис Рунге (слева), Роман Ткачук, Рудольф Рудин, Юрий Соковнин, Зоя Зелинская
Фото: РИА НОВОСТИ
«Женский юмор и мужской юмор — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Хорошими клоунами бывают только мужчины. А клоунесс — прекрасных — я видела только на картинах Тулуз-Лотрека»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
С 1980-х Ольга Аросева почти перестала сниматься в кино, посвятив себя театру. В Театре сатиры она прослужила всю жизнь (лишь ненадолго уходила в Драматический театр на Малой Бронной), и даже попав в больницу в последние годы жизни, была уверена, что скоро вернется на сцену
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
Первой актрисой труппы Ольга Аросева стала в начале 1990-х годов. Она сыграла множество ярких ролей: Миссис Бэнкс — «Босиком по парку», мадам Розпетл — «Папа, папа, бедный папа!..», Памела Кронки — «Как пришить старушку», главные роли в спектаклях «Неаполь — город миллионеров», «Афинские вечера», «Мадлен и Моисей», Екатерина Кондратьевна — «Вышел ангел из тумана» (пьеса была специально написана для Ольги Аросевой), «Нам все еще смешно», Мать — «Ни сантима меньше». В 2001 году за роль Мадлен в спектакле «Мадлен и Моисей» Аросева получила премию МК «за лучшую женскую роль»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Собаки лучше людей. Они не предатели. Ни в чем: ни в мелочи, ни в чем-то крупном. И они умеют любить... Понимаете, в собаке я уверена на сто процентов, в ней есть надежность. Я знаю, что она меня не предаст, не бросит, защитит, если будет нужно. А в людях разве можно быть уверенным до конца? Нет, конечно, я просто знаю им цену»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
До последнего времени с удовольствием продолжала работать на прославившем ее телевидении, не гнушаясь «низкими жанрами»: снималась в российских и украинских сериалах, была ведущей и участницей различных телешоу, оставаясь одним из самых оригинальных, остроумных и человечных «медийных лиц»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Ольга Аросева скончалась 13 октября 2013 года на 88-м году жизни в московской клинике после тяжелой болезни. Причиной смерти стали остаточные онкологические проблемы, сердечная и легочная недостаточности. Гражданская панихида по актрисе прошла в Театре сатиры
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов