15 ноября 1988 года советский космический корабль многоразового использования «Буран» совершил свой первый и единственный выход на околоземную орбиту. Полет продлился 205 минут, корабль сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку в автоматическом режиме. В 1990 году программу по развитию космических шаттлов приостановили, а через три года — закрыли полностью. Эра многоразовых космических кораблей от американских Columbia и Endeavour до советского «Бурана» — в фотогалерее “Ъ”.
Официальной датой старта программы Space Shuttle считается 5 января 1972 года. Предполагалось, что первый полет космического корабля будет совершен в 1979 году, а потом челноки будут летать на орбиту 55-60 раз в год. Первый шаттл OV-101 получил имя Enterprise в честь звездолета из популярного телесериала Star Trek. В 1977 году челнок, предназначавшийся для отработки посадки на землю, совершил 17 пробных полетов в атмосфере. В 2011 году он был списан
Фото: NASA
12 апреля 1981 года первый полет в космос совершил челнок OV-102, названный Columbia в честь парусника, на котором капитан Роберт Грей в 1792 году изучал внутренние воды Британской Колумбии. Под управлением Джона Янга и Роберта Криппена Columbia совершила 37 витков вокруг Земли и спустя три дня благополучно приземлилась в Калифорнии
Фото: NASA
Впоследствии шаттл Columbia совершил еще 27 рейсов на орбиту Земли и провел в космосе в общей сложности 300 дней. В 1983 году он поднял на орбиту европейский научный модуль Spacelab, а в 1999-м — космическую рентгеновскую обсерваторию Chandra. На счету Columbia рекорд по длительности пребывания на орбите -- 17 суток 15 часов 53 минуты
Фото: AP / Alamogordo Daily News
Несмотря на то, что космический челнок был рассчитан на 100 полетов, на практике двигатели и корпус изнашивались гораздо быстрее. Последний полет шаттла Columbia начался 16 января 2003 года. Его экипаж включал в себя семь астронавтов, один из которых — первый астронавт Израиля Илан Рамон
Фото: AP / NASA
1 февраля 2003 года американский челнок потерпел аварию при входе в атмосферу. Причиной катастрофы, унесшей жизни семи членов экипажа, стала выбоина в теплозащите на передней кромке левого крыла. После гибели Columbia NASA приняло запрет на полеты шаттлов, приостановив тем самым всю пилотируемую космическую программу США
Фото: AP / Dr. Scott Lieberman, File
Советский космический корабль «Буран» вышел на орбиту в 1988 году. В отличие от Columbia челнок работал в полностью автономном режиме, управляемый исключительно автоматикой, благодаря чему попал в Книгу рекордов Гиннеса
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Тем не менее первый полет «Бурана» стал для него последним — программу по разработке шаттлов в России закрыли в 1993 году
Фото: Альберт Пушкарев и Валентин Кузьмин / ТАСС
На фото: создатели «Бурана» Борис Губанов (справа) и Юрий Семенов (слева) на фоне своего детища
Фото: Кузьмин Валентин и Пушкарев Альберт / ТАСС
Вторым космическим шаттлом США стал Challenger (OV-99), впервые стартовавший 4 апреля 1983 года. Челнок назвали в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. Корабль не был изначально предназначен для запусков в космос, однако впоследствии конструкторы подготовили его для испытательных целей
Фото: NASA
Члены экипажа Challenger — астронавты Фрэнклин Стори Масгрейв (слева) и Дон Петерсон во время выхода в открытый космос в апреле 1983 года. Выход продолжался 3 часа 50 минут
Фото: NASA
28 января 1986 года десятый запуск корабля Challenger (25-й по программе Space Shuttle) закончился катастрофой. На 73-й секунде после старта струя раскаленных газов из зазора между секциями ускорителя проникла в топливный бак, что привело к взрыву прямо на глазах изумленных зрителей, пришедших посмотреть на запуск
Фото: NASA
В результате катастрофы все семь членов экипажа погибли. Общие убытки составили $8 млрд, из которых $3 млрд приходилось на стоимость корабля. Программа была свернута на 32 месяца для расследования причин аварии и доработки ускорителей
Фото: AP / Bruce Weaver, File
Третий шаттл Discovery (OV-103) был передан NASA в ноябре 1982 года. Первый полет корабль совершил 30 августа 1984 года, став первым шаттлом, на котором американские астронавты отправились в космос после катастрофы Challenger
Фото: NASA
Шаттл Discovery доставил на орбиту космический телескоп Hubble, а также участвовал в двух миссиях по его обслуживанию. С него же был запущен зонд «Улисс», совместный проект NASA и ESA по изучению Солнца и Юпитера
Фото: NASA
В феврале 2011 года состоялся последний старт шаттла Discovery. По возвращению из космоса корабль был списан
Фото: NASA
Многоразовый транспортный космический корабль NASA Atlantis стал четвертым спейс шаттлом. Он был назван в честь американского океанографического исследовательского парусного судна, которое эксплуатировалось в 1930-1966 годы
Фото: NASA
Atlantis, который был легче Columbia в 2,5 раза, совершил свой первый полет в октябре 1985 года. В общей сложности он провел на земной орбите 292 дня и преодолел 192 млн км в космическом пространстве
Фото: NASA
За 25 лет своей истории шаттл вывел в космос несколько межпланетных зондов, а также принимал участие в ремонте космического телескопа Hubble. Всего челнок совершил 33 полета, семь из которых — к российской космической станции «Мир»
Фото: NASA
Именно шаттл Atlantis выполнил последний — 135-й — полет по программе Space Shuttle 28 июня 2011 года. При этом изначально программа предусматривала более 300 запусков. Причиной прекращения полетов шаттлов стала выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков
Фото: NASA/Kim Shiflett
Пятым шаттлом стал Endeavour (OV-105), который был построен взамен разбившегося корабля Challenger. Свой первый полет космический челнок совершил 7 мая 1992 года, а через год на Endeavour была совершена первая экспедиция по обслуживанию космического телескопа Hubble
Фото: NASA
Endeavour стал первым шаттлом, при посадке которого использован тормозной парашют. Также была модифицирована система электрификации и водоснабжения, что позволило бы экипажу пробыть в корабле до 28 суток
Фото: NASA
С 2000 года челноки использовались главным образом для полетов на Международную космическую станцию, обеспечивая 80% пассажиропотока и более 90% грузопотока. В 2003-2004 годах был потрачен $1 млрд на повышение безопасности полетов, в том числе изменена технология установки пенопластовой изоляции. Тогда же начались разговоры о закрытии программы Space Shuttle, так как ресурс кораблей был на исходе
На фото: шаттл Endeavour
Фото: NASA
К концу 2010 года общие затраты американцев на строительство шаттлов достигли $200 млрд, в четыре раза превысив первоначальные планы. В общей сложности пять кораблей провели на орбите около 1300 дней и 20 тыс. раз обогнули Землю
На фото: космический шаттл Endeavour в ангаре
Фото: NASA
16 мая 2011 года с космодрома на мысе Канаверал в США был произведен последний пуск шаттла Endeavour. Полет также стал предпоследним в истории проекта Space Shuttle, который был свернут в том же году
Фото: NASA
После завершения эксплуатации Endeavour (на фото), как и другие шаттлы, был отправлен в музей. Никогда не летавший Enterprise в настоящее время располагается в музее авиации в Нью-Йорке, Discovery — в Смитсоновском институте, Atlantis — в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде
Фото: Sheri Locke / NASA
Полноразмерный макет «Бурана», который использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, до июня 2014 года стоял в Парке им Горького в Москве. Затем он был перемещен на территорию ВДНХ, где используется как музей
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Второй летный экземпляр космического корабля «Буран» (на фото) в настоящее время хранится на Байконуре. Оригинал корабля, побывавший в космосе, был разрушен в 2002 году в результате обрушения крыши одного из корпусов космодрома
Фото: Коммерсантъ / Александр Каунас
В 2013 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о возможности возвращения к выпуску космических кораблей типа «Буран»: «Будущая авиационная техника будет иметь возможность подниматься в стратосферу, космическая техника уже сейчас у нас работает и в той и другой среде. К примеру, "Буран", который опередил время значительно, но, по сути, все эти космолеты — это XXI век, и, хотим мы этого или нет, но придется к этому возвращаться»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев