Автомобили-фетиши - такие, как розовый Cadillac Элвиса или разноцветный Mercedes на холсте Энди Уорхола, - были не только на "тлетворном Западе". У нас в стране одним из подобных автомобилей можно считать полугусеничный Rolls-Royce в Горках Ленинских, которым когда-то пользовался "вечно живой". На долгие годы о нем позабыли. Но сегодня, накануне очередных выборов в Госдуму и столетия Октябрьской революции, наверняка вспомнят. Как это сделали мы. И обнаружили, что автомобиль этот не совсем ленинский.
Считается, что ленинские автосани Rolls-Royce никогда не реставрировались. Однако если посмотреть на фото 30-х годов, то можно заметить, что рамочки у боковин тента более узкие, чем сейчас, а на крыше видна заплатка овальной формы. То есть как минимум сам тент и боковины перешивались.
Автосани на шасси американских Packard, изготовленные на Путиловском заводе. Снимок сделан на рубеже 20-х годов в Петрограде, на Биржевой линии. Точно такие же вездеходы на заводе изготовили для Владимира Ильича Ленина в 1919 году по его непосредственному указанию.
Как пишет Крживицкий, автосани на шасси Rolls-Royce могли передвигаться по укатанному снежному покрытию со скоростью до 60 км/ч - это в три раза быстрее полугусеничного Packard, сделанного в 1919 году. Также Rolls-Royce преодолевал снежную целину глубиной до полуметра.
Снимок автосаней Rolls-Royce, сделанный, предположительно, во время пробега снегоходов в районе Звенигорода. На капоте кумачовый стяг, на котором можно разобрать только что-то про "связь города с соцдеревней".
Работы по Rolls-Royce обошлись в 12 568 руб. Много это или мало? В том же году Совнарком рассматривал вопрос о выделении 37 000 руб. на покупку пассажирского "Юнкерса" в подарок афганскому падишаху. Получается, что одна только переделка в снегоход стоила как треть самолета.
Ленинский Rolls-Royce оказался не только полугусеничным, но и полусоветским: кузов для него изготовил 4-й Государственный автомобильный завод - бывшая экипажная фабрика П.П. Ильина в Каретном Ряду. Это единственное в нашей стране сохранившееся изделие российской кузовной мастерской.