Искусство на вынос

Мария Сидельникова о ювелирных коллекциях архитекторов и художников

Событием последнего часового и ювелирного салона в Базеле стала премьера украшений великого британского архитектора иракского происхождения Захи Хадид. Не первая ее коллекция, но, как оказалось, последняя. 31 марта она скончалась от сердечного приступа в возрасте 65 лет. Мир не находил слов. Впрочем, это не первый раз: лишать способности говорить Хадид умела и при жизни, для этого достаточно было оказаться один на один с ее зданиями — архитектурными аттракционами, от которых захватывает дух. Она проектировала с мужским размахом — мощно и уверенно, но по-женски страстно, то сглаживая, то заостряя углы и всегда стремясь к гармоничному единству. Недаром Хадид стала первой в истории женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию — архитектурную Нобелевку. Свои здания она вписывала в пространство без единого шва: ее волнообразный мост в испанской Сарагосе, ведущий в павильон "Экспо-2008", словно повторял плавное течение реки. На воде пришвартовался оперный театр в Гуанчжоу — восхитительное сочетание природы и технологий. Кончиком носа ловит облака ее гордое здание Политехнического университета в Гонконге, вся конструкция которого устремлена в небо. Еще один университетский проект — Музей искусств в Мичиганском университете выглядит как алмаз без огранки — острые "крыши" с металлическими складками вылезают с разных сторон. Конечно, никаких крыш в ее зданиях быть не может — ведь это монолитные, будто бы инопланетные конструкции. За какие бы проекты ни бралась Хадид — будь то дизайн офисов, обуви, сумок, одиозных яхт или частных жилищ — в каждом из них ее почерк был узнаваем. Так было и с ювелирными украшениями.
)