4 июня 1897 года на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи») в Санкт-Петербурге был заложен крейсер «Аврора». Не отличавшийся выдающимися боевыми характеристиками и героическими подвигами в морских сражениях, он, тем не менее, вошел в отечественную историю как легендарный корабль, выстрел с которого положил начало Октябрьской революции. История «непотопляемого» крейсера «Аврора» — в фотогалерее «Ъ».
Строительство самого знаменитого в истории России крейсера началось 4 июня (по старому стилю — 23 мая) 1897 года на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. Через три года корабль торжественно спустили на воду в присутствии императора Николая II. Свое название он получил в честь парусного фрегата «Аврора», который защищал Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны
Фото: РИА Новости
В июле 1903 года крейсер вошел в строй боевых кораблей российского флота. Изначально «Аврора» создавалась для усиления Порт-Артурской эскадры в Тихом океане, где на тот момент назревал военный конфликт с Японией, и по боевым характеристикам не считалась выдающимся кораблем На фото: команда крейсера «Аврора»
Фото: РИА Новости
25 сентября 1903 года корабль с укомплектованным экипажем в 600 человек под командованием капитана первого ранга Евгения Егорьева отправился из Кронштадта на Дальний Восток, где 14 мая 1905 года провел первое сражение в битве при Цусиме
Фото: Wikipedia
Корабль серьезно пострадал от японских орудий: по крейсеру было нанесено десять ударов, несколько отсеков было затоплено, пушки оказались полностью выведены из строя, судно было полностью охвачено огнем. Тем не менее корабль выдержал бой до конца. В 1906 году он вернулся назад в балтийские воды, где стал учебным судном морского корпуса
Фото: Wikipedia
Позднее «Аврора» принимала участие в морских сражениях Первой мировой войны, а в 1916 году отправилась на ремонт в Петроград. После прихода к власти большевиков в 1917 году большая часть экипажа судна перешла на их сторону. По легенде именно с «Авроры» в ночь на 25 октября 1917 года раздался холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца и положивший начало Октябрьской революции. Это ставится под сомнение рядом историков, утверждающих, что знаменитый выстрел произвели из Петропавловской крепости
Фото: Г.В.Горшков / Центральный военно-морской музей
До начала Великой Отечественной войны крейсер служил учебным судном для курсантов военно-морских училищ. В начале 1941 года имя «Авроры» указом наркома ВМФ было присвоено другому кораблю, и на этом существование прославленного крейсера должно было прекратиться. Но разразившаяся война помешала этим планам
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Команда «Авроры» проявила большой героизм, мужественно обороняясь от неприятеля в порту города Ораниенбаум. Но корабль был слишком стар, чтобы выдержать вражеские снаряды. 30 сентября 1941 года получивший пробоину крейсер сел на мель. В 1944 году после снятия блокады Ленинграда «Аврору» подняли со дна, и вновь отправили на ремонт. В 1948 году крейсер поставили на «вечную» стоянку у Петроградской набережной
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
После ремонта крейсер превратился в корабль-памятник и в учебную базу Нахимовского училища одновременно
В 1946 году крейсер «Аврора» снялся «в роли» другого знаменитого крейсера — «Варяга». Суда имели различия в конструкции, поэтому «Аврору» пришлось перестраивать в соответствии с характеристиками «Варяга»: с орудий корабля убрали щиты, отреставрировали носовую часть и достроили четвертую палубу
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции был снят фильм «Залп “Авроры”», где корабль «сыграл» уже самого себя. События памятной ночи 25 октября 1917 года были с точностью воспроизведены — для съемок крейсер отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту
Фото: РИА Новости
В 1956 году на легендарном крейсере открыли музей, состоявший из 6 залов, где были выставлены более 500 экспонатов, в том числе уникальные фотографии, подлинные боевые снаряды и разные корабельные предметы. За годы существования музея его помещения осмотрели не менее легендарные личности: космонавт Юрий Гагарин, бывший кубинский лидер Фидель Кастро (на фото в центре), экс-премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и другие
Фото: Савостьянов Владимир / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1984 году пришедшая в аварийное состояние «Аврора» была отправлена на капитальную реставрацию, в ходе которой ее нижнюю подводную часть полностью демонтировали и заменили на новую. В 1992 году на корабле прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага, после чего крейсер зачислили в состав военно-морского флота России
Фото: Центральный военно-морской музей
После реставрации на корабле снова стали служить матросы и офицеры, которые поддерживали все механизмы и орудия крейсера в работоспособном состоянии. Первого декабря 2010 года команда сошла на берег в связи с сокращением численности войск ВМФ
Фото: Ананьев Николай / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В последние годы крейсер все чаще стали называть «легендарно-скандальным»: в 2009 году в СМИ разлетелась новость, что на «Авроре» во время ПМЭФ якобы была устроена вечеринка с участием высокопоставленных гостей. Позднее сообщение опровергли. Через полтора года корабль стал «фигурантом» уголовного дела по факту хищения при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, в ведении которого он находится
Фото: AP / Dmitry Lovetsky
В сентябре 2014 года знаменитый крейсер покинул Петроградскую набережную и был отбуксирован на длительный ремонт в Кронштадт. По Неве корабль тянули в сопровождении целой флотилии полицейских и спасательных судов
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
В 2016 году крейсер вернули на постоянное место стоянки
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
После реставрации и возвращения крейсера на место стоянки его посетил в ходе рабочей поездки президент России Владимир Путин (в центре) вместе с министром обороны Сергеем Шойгу (справа)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров