2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве состоялась закладка первого в России автомобильного завода (АМО), позже переименованного в ЗИЛ. Как промзона превращается в жилой комплекс — в фотогалерее «Ъ».
Строительство завода начал торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Кo», который 27 февраля 1916 года заключил договор с Главным военно-техническим управлением на поставку 1500 машин на сумму 27 млн руб.
Фото: Wikimedia
За год необходимо было выпустить 150 полуторатонных грузовиков Ф-15 по лицензии Fiat. Однако из-за революции 1917 года строительство завода не завершили, поэтому решили закупать детали в Италии и собирать грузовики в Москве. Всего в 1917 году собрали 432 автомобиля
Фото: Wikimedia
В августе 1918 года недостроенный завод был национализирован. С октября предприятие занялось капитальным ремонтом автомобилей и другой техники. С 1920 года завод начал выпускать двигатели для танка «Русский Рено»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, 7 ноября десять машин приняли участие в параде на Красной площади. Через полгода начался серийный выпуск АМО-Ф-15. В том же году предприятие было переименовано в Первый государственный автомобильный завод
Фото: ТАСС
В 1927 году директором завода был назначен Иван Лихачев, занимавший этот пост 12 лет. Тогда же решили реконструировать завод, и его территория расширилась до нынешних размеров
Фото: Oldmos.ru
В 1934 году начался выпуск автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6. ЗИС-5 стал первой массовой машиной, производился 15 лет. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
3 ноября 1936 года началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, за основу которого был взят американский Buick. В 1936–1941 годах выпускались грузовики с газогенераторными установками, полугусеничные автомобили, автобусы
Фото: Wikimedia
Летом 1941 года рабочие и оборудование были эвакуированы в Ульяновск, Челябинск, Миасс (Челябинская область) и Шадринск (Курганская область). В октябре 1941 года завод подготовили к уничтожению, но после успешного наступления советской армии в 1941–1942 годах на заводе продолжили выпуск военных грузовиков ЗИС-5В и полугусеничных тягачей. Всего за время войны завод выпустил около 100 тыс. машин. Эвакуированное оборудование стало основой новых заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного
Фото: Wikimedia
19 сентября 1942 года началась работа над правительственным лимузином высшего класса ЗИС-110 по образцу американского лимузина Packard 180
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
В 1946 году началась третья реконструкция ЗИСа для производства послевоенной продукции: грузовых автомобилей ЗИС-150 и ЗИС-151. В 1950 году ЗИС начал делать холодильники, а с 1951 восемь лет выпускал велосипеды
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1956 году после смерти Ивана Лихачева завод получил его имя. В 1959 году началась четвертая реконструкция завода, позволившая освоить производство грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. В 1964 году началось массовое производство грузовика ЗИЛ-130. Его выпуск продолжался до 1994 года
Фото: ТАСС
13 июля 1971 года ЗИЛ стал производственным объединением, в его состав вошли 17 заводов
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
23 сентября 1992 года ПО ЗИЛ было приватизировано и преобразовано в ОАО «ЗИЛ» (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки
Фото: Владимир Смоляков / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Уже после приватизации был разработан трехтонный автомобиль ЗИЛ-5301 («бычок»), серийная сборка которого началась в 1996 году. В 1999 году было изготовлено 13,8 тыс. «бычков». Доля этих машин превышала 63% от всего производства
Фото: РИА Новости
С начала 2000-х годов показатели начали падать. Так, за 2009 год завод произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса, что вдвое меньше показателей 2008 года. В 2010 году было построено 1258 грузовиков и пять автобусов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
30 августа 2011 года после полугодового простоя вновь запустили конвейер. В конце 2012 года правительство Москвы решило сохранить производство только на южной площадке завода площадью 50 га. На остальной территории (около 330 га) было решено построить парки, жилье, объекты социальной и транспортной инфраструктуры
Фото: Коммерсантъ / Светлана Привалова
29 октября 2013 года власти Москвы утвердили план реконструкции промзоны. На ней планируется создать район с численностью жителей 30 тыс. и 45 тыс. рабочих мест. Проект обустройства включает создание пешеходной набережной вдоль Москвы-реки, строительство ледового дворца, поликлиник, детских садов, 900 тыс. кв. м жилья. В конце 2013 года конвейер ЗИЛа был вновь остановлен
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Реорганизация территории ЗИЛа началась в 2014 году. В 2020 году был снесен последний работавший цех
Фото: Коммерсантъ / Константин Кокошкин
В спортивно-развлекательном квартале «Парк легенд» площадью 25 га уже построен «ВТБ Ледовый дворец», возводятся центр синхронного плавания и музей хоккея, планируется строительство офисов, апартаментов и парковок
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, комплексное развитие территории ЗИЛа — крупнейший проект реорганизации промзон не только в Москве и в России, но и в Европе. На территории бывшего автозавода и рядом с ним планируется построить 6,4 млн кв. метров недвижимости. Он сопоставим с мегапроектом «Москва-Сити»
На фото: памятник И.А.Лихачеву на Автозаводской улице на территории бывшего завода
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков