30 000 гульденов заплатил Петр I за коллекцию амстердамского анатома Фредерика Рюйша. Анатомия была в моде. Препарированными трупами интересовались философы, художники, казна городов пополнялась деньгами, которые зеваки платили за посещение публичных вскрытий. Благодаря европеизации все эти модные веяния дошли до России. В результате в XIX веке посещение анатомического театра и эксперименты над лягушками входили в джентльменский набор каждого россиянина, считавшего себя прогрессивным человеком.
На парадных портретах медиков было принято изображать в обществе препарированного трупа. На картине Адриана Байкера доктор Рюйш изображен в шляпе и со скальпелем в руке
Фото: Wellcome Images CC/DIOMEDIA
Граница между анатомическим препаратом и произведением декоративно-прикладного искусства была весьма условна, поэтому Рюйш украшал заспиртованные органы кружавчиками, воротничками, цветочками
Фредерик Рюйш не сомневался в том, что изготовленные им препараты проживут не одну сотню лет
Фото: wikimedia.org
Музейные витрины оформлялись как натюрморты, где скелеты располагались вокруг горки из камней, извлеченных из почек и мочевого пузыря, а на камнях находились деревья из высушенных сосудов, заполненных красным воском, бальзамированные органы, чучела птиц
Фото: Wellcome Images CC/DIOMEDIA
Внутреннее пространство анатомического театра Лейденского университета походило на огромную инсталляцию на тему бренности человеческой жизни
Технологии консервации медицинских препаратов давали возможность заниматься анатомией, не страдая ни от неприятного запаха, ни от холода
Фото: Science Museum London/DIOMEDIA
К началу XX века анатомические театры постепенно перестают быть центром культурной жизни, но по-прежнему называются театрами
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Строительством Кунсткамеры, где были размещены препараты Рюйша, Петр I декларировал, что любовь к анатомии, так же как любовь к флоту и парику, входит в число обязанностей лояльного властям жителя империи
Фото: РИА Новости