Старшие товарищи ОПЕК

Наталья Скорлыгина о картелях в судоходстве

Сейчас внимание рынков, общественности и коллег по цеху приковано к ОПЕК. Мы же сдержанно улыбаемся, поскольку в транспортной отрасли есть настолько древние и могущественные картели, что рядом с ними ОПЕК, которой нет еще и шестидесяти, выглядит робкой дебютанткой.Первый картель — так называемая конференция — был создан в 1875 году: Калькуттская конференция устанавливала размер фрахтовых ставок на линии Калькутта—Великобритания. Появились и другие, в том числе и Дальневосточная фрахтовая конференция (FEFC) 1879 года создания. Перевозчики встречались и договаривались, зачастую устно, о единых ставках на перевозку грузов на международных направлениях, вынуждая раскошелиться фрахтователей и выдавливая аутсайдеров. Конференции просуществовали почти век — до 1974 года, когда ООН решила умерить аппетиты моряков. Была принята Конвенция ООН о Кодексе поведения линейных конференций, которая ограничила, но не запретила картели. Договариваться о фрахтовых ставках разрешили раз в 9–18 месяцев, также были распределены…
)