Многие классики мировой фотографии как-то обошли стороной процесс производства автомобилей: Хельмут Ньютон не бегал с камерой по фордовским цехам даже со своими моделями, почти не найти машин в сюжетах Роберта Капы и Йозефа Куделки, а Энсел Адамс больше любил природные пейзажи, а не индустриальные. И даже Лени Рифеншталь - и та не снимала сборочные конвейеры Mercedes-Benz или BMW.
Александр Родченко стал первым классиком фотографии, запечатлевшим завод, - случилось это в 1929 году, когда редакция журнала "Даешь!" поручила ему сделать фоторепортаж об АМО. Родченко, как обычно, снимал, используя любимую диагональную композицию и крупный план, превращая ряды валов и шестеренок в другую реальность.
Так начинался АМО: начало 1920-х годов, еще не завод, а всего лишь ремонтная мастерская. Неизвестный фотограф удачно поймал дух времени: скопище самых разномастных машин в большом пространстве цеха со светом, бьющим через стеклянную крышу.
Первый автобус на базе грузовика АМО-Ф-15, сделанный в 1925 году. Негатив на стекле сохранился в заводском архиве и благодаря большому формату передает атмосферу всей сцены вплоть до запаха свежей краски, лака и резины.
Изготовленный в 1939 году родстер ЗИС-101 "Спорт" фотограф Виктор Великжанин запечатлел на территории НАМИ. Автомобиль был гордостью завода, его показывали всем и вся, но дальше изготовления одного-единственного экземпляра дело так и не пошло.
Работая в фотохронике ТАСС, Эммануил Евзерихин снимал советскую повседневность, которую надо было изображать красиво и парадно. Шеренга такси ЗИС-110 для таких целей подходила идеально - машины стоят на площади Революции, ожидая своих пассажиров.
Леонид Лазарев сделал этот снимок с поливомоечными машинами ПМ-8 на базе грузовика ЗИС-150 в 1957 году, когда ему было всего 20 лет. В том же году он выиграл вторую премию на фотоконкурсе Московского международного фестиваля молодежи и студентов и решил сделать фотографию своей профессией.
В Советском Союзе фотографы снимали чаще людей простых профессий, чем знаменитостей. Например, героем съемки В. Зунина в 1952 году стал стахановец завода имени Сталина слесарь В. Гуляев, работавший на участке отделки автобусов ЗИС-155.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года запомнился атмосферой свободы и открытости, идеально переданной Михаилом Трахманом на фото с двумя кабриолетами ЗИС-110. И только само имя завода имени Сталина на эмблеме автомобиля - как привет из прошлого в разгар хрущевской оттепели.
Неизвестный фотограф поймал в кадр ЗИЛ-118 "Юность" в Сухуми в 1971 году. К тому времени микроавтобус выпускался уже восемь лет, а с различными модификациями находился в производственной программе до 1994 года. Виднеющийся на заднем плане пароход "Адмирал Нахимов" - а это бывший немецкий "Берлин", спущенный на воду в 1925 году, - будет совершать круизы по Черному морю еще 14 лет и погибнет от столкновения с сухогрузом "Петр Васев".
Самосвалы на базе московских грузовиков делал Мытищинский машиностроительный завод, а индекс модели звучал очень длинно: ЗИС-ММЗ-585 и еще литера, обозначавшая модификацию. Например, буква Л обозначала самосвал строительный, а М - сельскохозяйственный. Какой из их на фото Юрия Абрамочкина - трудно сказать. Известно лишь, что снимок сделан в 1962 году в Курганской области.
"Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс" - так говорил Ленин. На ЗИЛе его слова воплощались в жизнь: трудящихся заснял фотокорреспондент "Огонька" Лев Шерстенников - в 1988 году в цехе завода прошел концерт Аллы Пугачевой. Хиты Аллы Борисовны того времени: "Две звезды", "Птица певчая" и "Найти меня".
Эти три буквы знали на любом советском заводе. ОТК или отдел технического контроля - независимое подразделение, следившее за качеством продукции. Фотограф Виктор Загуменнов заснял в 1985 году последние дни ОТК - в тот год на смену пришли другие три слова: гласность - перестройка - ускорение, а о качестве продукции речь уже не шла.