"Московская оттепель: 1953-1968" в Музее Москвы
Оттепель оказалась для московских музеев поводом скоординировать свои выставочные планы: нынешняя выставка в ГТГ — часть большого межмузейного фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". В рамках этого же проекта в Музее Москвы проходит выставка "Московская оттепель: 1953-1968", сделанная кураторской группой под руководством Евгении Кикодзе и Александры Селивановой. Как и подобает в краеведческом музее, это выставка не художественная, то есть она не об искусстве оттепели, несмотря на то что в экспозиции, спроектированной Константином Лариным, прекрасно и изобретательно представлены все искусства. И собственно визуальное искусство, преимущественно неофициальное — от лианозовских экспериментов в области абстракции до авангардной пластики группы "ЛеСС", от кинетических проектов Льва Нусберга до художников журнала "Знание — сила". И литература, и кино, и музыка, за выбор и интерпретацию которой отвечал композитор Сергей Невский. И, конечно, архитектура, дизайн и мода — самые яркие приметы оттепели как социокультурного феномена. Строительство "хрущевок" и авторская песня, туристическое движение и освоение космоса, успехи гражданской авиации и твист, синтетические ткани и проза деревенщиков — многообразие явлений оттепели описано рядом понятий (они же — названия разделов: "Решетка", "Новое", "Мобильность", "Прозрачность" и др.), говорящих о реванше модернистской "культуры один" после долгих лет господства сталинской "культуры два", если воспользоваться терминологией Владимира Паперного. Последний раздел "Пустота" оставляет выставку с открытым финалом: в белизне бумаги, испещренной "сигналами" Юрия Злотникова и Бориса Турецкого, шестидесятникам, скорее всего, виделись неизведанные космические пространства, но сегодня в этом белом безмолвии невольно прочитываются метафизические искания застоя, который вот-вот наступит.