Санкт-Петербург — редчайший, если не единственный в России город, в котором можно говорить о прекрасно сохранившемся историческом архитектурном ансамбле. Однако совокупности зданий для целостного восприятия городской красоты недостаточно.
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
Один из утерянных "открыточных" видов Санкт-Петербурга: широкая Разводная площадка, ограниченная фасадом Зимнего дворца и зеленью Адмиралтейского бульвара, направляет взор зрителя к стрелке Васильевского острова и к куполам Князь-Владимирского собора (картина Петра Верещагина "Вид на Дворцовую площадь")
Фото: Из частной коллекции
Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1828 года: виден размах системы площадей вокруг Адмиралтейства и четкая полоска узкого бульвара, охватывавшего Адмиралтейство с трех сторон. Отсюда прогуливавшемуся здесь Онегину открывалась прекрасная панорама центра Санкт-Петербурга
Безграничие сливавшихся между собой просторов Дворцовой, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей изобразили Луи Пьер-Альфонс Бишебуа и Адольф Жан-Батист Байо в день торжественного открытия Александровской колонны 30 августа (11 сентября) 1834 года
Фото: Репродукция с сайта Государственного Эрмитажа
В 1830-е годы художник Карл Беггров мог одновременно видеть Медного всадника, Сенат и Синод, Академию художеств и Румянцевский обелиск. Спустя 50 лет эту панораму расчленили массивы зелени
Фото: Государственный Эрмитаж
Элегантная Румянцевская площадь в 1830-е годы прекрасно просматривалась с южного берега Большой Невы, с Английской набережной (литография Карла Беггрова). Сейчас ее открытое пространство заполнила разросшаяся зелень, а 20-метровый обелиск удается увидеть лишь в узкий просвет центральной аллеи
Фото: Bibliothèque municipale de Nancy
Современные панорамы Университетской набережной возле Академии художеств. Элементы технического назначения оставляют в тени памятники монументального искусства
Фото: Леонид Лавров
Увеличивающаяся насыщенность городским транспортом уже давно мешает восприятию исторических ландшафтов (конки на Невском проспекте в начале ХХ века и туристские автобусы на Михайловской площади в начале ХХI века)
Фото: Карл Булла
Фото: Леонид Лавров