Представленный недавно "летающий автомобиль" AeroMobil рухнул в словацких полях во время показательного полета. Изобретатель и пилот Стефан Кляйн выжил, но под обломками осталась лежать мечта об универсальной машине, взмывающей в воздух. Скептики уже заговорили о невозможности сделать подобные конструкции эффективными. Между тем попытки заставить автомобиль летать сегодня предпринимают не только кустари-одиночки, но и серьезные автомобильные компании. И якобы серийный гибрид автомобиля и самолета вот-вот можно будет купить. Есть ли на это шанс? И кому в конце концов это нужно?
AeroMobil. "Это все придумал Кертисс в восемнадцатом году". Американский конструктор первым скрестил автомобиль с самолетом. AeroMobil продолжает заветы выдающегося мечтателя. Правда, автомобиль с крыльями имеет совсем иной дизайн.
Terrafugia Transition. Первый прототип поднялся в воздух в 2009 году и показал неплохие характеристики полета. Скорость сваливания у него всего 83 км/ч, что позволило получить сертификат легкого спортивного самолета.
Автожир Liberty преодолевает 400?500 км по воздуху и поднимается на высоту 3,5 км. Максимальная скорость - 180 км/ч. Два человека могут взять в путешествие только 20 кг багажа. Трансформация несущих лопастей проделывается вручную и занимает около получаса.
Концептуальный Terrafugia TF-X по сути конвертоплан с электрическими колесиками. Взлетает он за счет поворотных моторов суммарной мощностью 1300 л. с., а путешествовать в облаках с крейсерской скоростью 320 км/ч помогают раскладные крылья. Но это только в демонстрационных видеороликах.
Pop.Up существует в виде прототипа без моторов. Воздушный модуль выполнен по принципу квадрокоптера с восемью парными электродвигателями совокупной мощностью 185 л. с. Питаются они от аккумулятора емкостью 70 кВт·ч. Летающая платформа рассчитывается на перевозку 200-килограмовой капсулы с людьми на расстояния до 100 км.
Наземный модуль Pop.Up может проехать около 130 км со скоростью не выше 100 км/ч. На большее не рассчитаны батареи. Но заряжаются они быстро - всего за 15 минут.
Впервые раздельная схема была опробована на ConvAirCar. Первый полет состоялся 12 июля 1946 года. Съемный планер с двигателем Lycoming O-435C мощностью 190 л. с. крепился на крышу легкого купе с пластиковым кузовом. ConvAirCar совершил 66 испытательных полетов, но через три недели разбился. Пилот Робен Снодграсс остался жив.
Идеальный автолет должен зависать при аварии и управляться даже посланным за молоком школьником. А этого невозможно достичь гибридными схемами. Работы над антигравитационным двигателем еще не начаты, но мечта продолжает управлять прогрессом. Появление полноценных небесных извозчиков, видимо, откладывается на век грядущий.