Когда группа Uriah Heep в композиции Choices провозгласила девиз Passion over Pain, редко кто задумался над масштабами вскрытого ею явления. Тысячи смельчаков, пылающих страстью к рекордам, превозмогали боль и двигали технологии вперед. В августе-сентябре на фестивалях на соляном озере Бонневилль служится месса в их честь. Но белый солончак Бонневилля - не единственное место, где кипели рекордные страсти.
Каждую осень на соляном озере Бонневилль проходят Недели скорости, а в октябре - Мировой финал, где соревнуются сильнейшие гонщики и инженеры. Заезды организуют на двух "курсах". Первый длиной 8 км рассчитан для тихоходов и мотоциклов, а второй длиной 22 км - для заездов свыше 280 км/ч.
Первый Blue Bird 350hp был куплен Малькольмом Кэмпбеллом у фирмы Sunbeam и оснащался авиационным двигателем V12 объемом 18,3 л мощностью 350 л. с. Автомобиль помог поставить в Пендине два рекорда: 25 сентября 1924 года Кэмпбелл разогнался до 235,22 км/ч, а 21 июля 1925 года - до 242,79 км/ч. Автомобиль сейчас хранится в музее Бьюли в графстве Хэмпшир.
Автобан Франкфурт - Дармштадт в конце тридцатых годов считался главной транспортной артерией Германии. Весной и осенью здесь проходили Имперские недели скорости. Температура в 3-5 градусов считалась оптимальной для работы моторов, и заезды подгадывали к началу ночных заморозков. Для фиксации рекордов выбирался прямой участок с мерным километром посередине.
Mercedes-Benz W25 Rekordwagen и Auto Union V16 Type C разрабатывались специально для рекордных заездов на базе знаменитых "Серебряных стрел". Mercedes-Benz имел меньшую парусность и жив до сих пор. А вот инженеры Auto Union погнались за скоростью и заигрались со стабилизаторами сзади. Они и среагировали на боковой порыв ветра, отбросив машину на опору моста.
Шестиколесный Thunderbolt и блюдцеподобный Railton Special были последними рекордными автомобилями с приводом на колеса. Ездить свыше 400 миль/ч (655,7 км/ч) смог уже только реактивный Spirit of America Нормана Бридлоу. Правда этот трехколесный аппарат в FIA долго не хотели признавать автомобилем. Несколько лет рекорд "висел в воздухе", пока трицикл Spirit of America не зарегистрировали как мотоколяску.
Добыча соли на озере Баскунчак ведется со времен Ивана Грозного. С веками технология не изменилась. Соль черпают лопатами и ковшами. Чтобы вывозить ее в крупных масштабах, в шестидесятые годы по отмелям проложили железную дорогу, которая рассекла солончаки надвое, значительно сократив пространство для рекордных заездов.
В 1978 году ХАДИ-9 выставлялся на ВДНХ в Москве, а в начале восьмидесятых снимался на озере Баскунчак в фильме "Скорость". Озеро немного подсохло, и автомобиль разгоняли свыше 300 км/ч, но рекорды не регистрировались. Наевшись соли, реактивный автомобиль сгнил в хранилищах харьковского института.
Помимо ракетного двигателя Budweiser Rocket был оснащен одноразовым твердотопливным ускорителем от авиационной ракеты Sidewinder и не мог совершить повторного заезда в обратную сторону по правилам FIA.
Американский The Blue Flame проектировали студенты из Технологического института Иллинойса при поддержке компании Reaction Dynamics. Его ракетный двигатель работал на смеси природного газа и пероксида водорода. В октябре 1970 года в Бонневилле Гарри Габелич достиг на Blue Flame скорости в 1014 км/ч. Но автомобиль чуть не разбился, совершая 30-метровые скачки на кочках.
На скоростях свыше 1100 км/ч Thrust SSC испытывал неоднородные нагрузки. Разные части автомобиля переваливались через звуковой барьер по очереди. Сначала нос прокалывал воздушную подушку, а затем два мотора упирались в нее и протискивались чуть боком. А это могло привести к катастрофе. Следующий автомобиль англичане решили делать одномоторным.
Достигнуть 1000 миль/ч (1609 км/ч) на Bloodhound SSC проще, чем затормозить. После выдвижения аэродинамических заслонок скорость упадет до 1287км/ч и пилот испытает перегрузку в 3g. Малейшая неровность может сбить машину с трассы или подбросить в воздух. Затем на 965 км/ч выстреливает парашют, а на 400 км/ч можно прибегнуть к обычным тормозам. Длина тормозного пути - 13 км.