Как известно, символом Французской революции стала гильотина, а вот на символ русской революции 1917 года может по праву претендовать автомобиль - без него в революционном Петрограде не обходилось ни одно событие. Подтверждение тому - фотографии, сделанные между мартом и октябрем 1917 года, которые мы подобрали и выстроили в хронологическом порядке.
Фото: Фото ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Открытка "Военный автомобиль на страже". На снимке лимузин неустановленной марки, сфотографированный у здания Технологического института. Человек на подножке облачен в шоферскую кожанку - униформу автомобильных войск, ставшую вскоре популярной у комиссаров и чекистов.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Милиция Временного правительства проверяет "проездной билет" у сидящих в автомобиле французской марки Delage. Снимок сделан напротив дома 47 по Невскому проспекту, позади видна вывеска торгового товарищества Василия Ионовича Соловьева, владевшего расположенным в этом же доме рестораном "Палкин".
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Проверка пропуска осуществляется у пассажира автомобиля Renault, въезжающего на территорию Таврического дворца, где заседала Государственная дума. Видимо, пассажир - один из депутатов.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Патриотическая манифестация инвалидов и увечных воинов 17 апреля 1917 года. Впереди колонны с лозунгом "Солдаты - в окопы! Рабочие - к станкам!" едет американский грузовик White, за ним следует Packard. Автомобили обеих марок поставлялись в Россию во время войны и к 1917 году стали самыми массовыми грузовиками в армии.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Демонстрация женщин за равные с мужчинами избирательные права 19 марта 1917 года. Отстаивать свое право голоса оказалось очень удобно из автомобиля с кузовом ландоле с открывающейся задней частью.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Манеру Керенского произносить речи в автомобиле в окружении Женского батальона и восторженных дам потом высмеивали советские карикатуристы Кукрыниксы, очень правдиво изобразив Александра Федоровича с цветком в руке и в неизменном френче с накладными карманами.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Керенский выступает на смотре войск Царскосельского гарнизона 6 июня 1917 года. Автомобиль Renault - из бывшего Собственного Его Величества гаража, приобретен осенью 1914 года. За рулем шофер в старой придворной форме, но со споротым с воротника галуном с орлами и без знака короны на фуражке.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Среди автомобилей-агитаторов оказался и отечественный "Русско-Балтийский" тип К, снятый фотографом Яковом Штейнбергом на Дворцовой площади 25 мая 1917 года, в "День займа свободы".
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Бронеавтомобиль Austin на Дворцовой площади во время "июльского восстания". Вокруг него стоят представители комитета 5-й армии, прибывшие с фронта для усмирения мятежников. Наличие бронеавтомобилей оказалось решающим фактором в уличных столкновениях, а еще - очень весомым аргументом в политических спорах.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Знаменитый сюжет "Ленин в Разливе" как раз относится к "июльскому кризису". После неудавшейся попытки захвата власти большевики перешли на нелегальное положение, а Ленину пришлось бежать из Петрограда и в июле-августе скрываться в шалаше в Разливе, а затем нелегально выехать в Финляндию.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
"Дни броневиков в Петрограде" в августе 1917 года - сбор денег в пользу семей солдат броневых частей. Мероприятие закончилось столкновением броневика Renault с трамваем, причем, "Рено" опрокинулся вверх колесами.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Керенский, стоя в автомобиле Pierce-Arrow, готовится к выступлению перед солдатами 38-го армейского корпуса. "Пирс" - тот самый, из автомобильной команды Ставки Верховного главнокомандующего.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Штурм Зимнего не снимали на кинопленку, поэтому впоследствии художники позволяли себе "пофантазировать на тему", но почти всегда в толпе солдат и матросов изображали броневик, а иногда и грузовик.
Фото: ГАРФ, РГАКФД, ЦГАКФФД
Красногвардейцы Путиловского завода у броневика "Лейтенант Шмидт", захваченного у юнкеров в ночь на 23 октября 1917 года. Снимок стал хрестоматийным и публиковался во многих книгах и журналах и даже в Большой советской энциклопедии.