О происхождении и значении термина shooting-brake до сих пор ведутся споры, но не на страницах нашей прессы - российские автомобильные журналисты дальше перевода "стреляющий тормоз" в этом вопросе не продвинулись. Мы решили исправить этот недочет, а заодно сделать подборку самых заметных шутинг-брейков ХХ века.
Фото: Автопилот
Эксперимент итальянского кузовщика Пининфарины предвосхитил появление классических шутинг-брейков: в 1959 году такой кузов сделали для Ferrari 250GT Series II. Обычно на шасси этой модели ателье Pininfarina изготавливало купе и кабриолеты.
Закрытый цельнодеревянный кузов с окнами, единственная дверца в задней стенке кузова, ящики для ружей по бокам - таким был первый в мире shooting-brake, изготовленный кузовной фирмой Croall & Croall в 1910 году. Споров о количестве дверей у настоящего шутинг-брейка тогда не велось - их просто не было, а место шофера продувалось всеми ветрами.
Постфактум к шутинг-брейкам иногда относят и Chevrolet Corvette Nomad - концепт, созданный Харли Эрлом в 1954 году. Казалось, что он сделан на базе родстера Chevrolet Corvette, но впечатление обманчиво - общим был только стиль, а в качестве основы использовалось шасси обычного седана. В итоге красивый концепт превратился в двухдверный универсал Chevrolet Bel Air Nomad Wagon.
Таким видит шутинг-брейк Porsche 911 французский художник и скульптор Оливье Декатуар. Создание таких кузовов на основе классических Porsche осложнялось их заднемоторной компоновкой, но с перемещением двигателя вперед открылись новые просторы для творчества в этом направлении.
История появления этого шутинг-брейка Ferrari 365 GTB/4 началась с эскизов Джена Гарфинкла и Луиджи Чинетти: они решили нарисовать заднемоторный - и это не шутки! - Cadillac Eldorado. В металле идея не воплотилась, а рисунки увидел Боб Джитлмен - один из клиентов Ferrari, он и загорелся сделать такой автомобиль, но своей любимой марки. Так и получился этот shooting-brake, наверное единственный четырехдверный - вместо одной двери сзади по бокам сделаны "крылья-чайки".
Главный конкурент Ferrari тоже не обошел стороной тему шутинг-брейков. За работу взялось ателье Touring, изваявшее в 1966 году такой легкий и изящный кузов для концепт-кара, названного Lamborghini 400GT Flying Star II и показанного в том же году на салоне в Турине. Двигатель располагался впереди, что было необычно для этой марки.