Главным автомобильным событием следующего года обещает стать появление правительственного лимузина проекта «Кортеж», создаваемого к инаугурации президента России. Ожидается, что после марта 2018 года глава государства окончательно пересядет на отечественный автомобиль, а Mercedes-Benz останется в прошлом. Мы же решили вспомнить, как проходил процесс пересаживания на отечественные автомобили 70 лет назад.
Фото: РГАКФД
Иосиф Сталин осматривает ЗИС-101. Первый советский серийный лимузин делали на заводе его имени, но сам «отец народов» никогда им не пользовался, предпочитая "Паккарды"
Фото: РГАКФД
До войны так и не удалось создать советский броневик, поэтому вожди пользовались американскими «Паккардами». На фото нарком путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович выходит из бронированного Packard Twelve
Фото: РГАКФД
Сотрудники Гаража Особого Назначения (ГОН) около бронированного «Паккарда». На автомобиле установлены дополнительные звуковые сигналы и фара-прожектор
Фото: архив Гаража Особого Назначения
Начальник охраны Сталина комиссар государственной безопасности 3-го ранга Николай Сидорович Власик в рабочем кабинете
Фото: архив семьи Власик
Работы над созданием нового советского лимузина ЗИС-110 свелись к копированию американского «Паккарда»
Фото: Завод имени Сталина
Прототип ЗИС-110С, построенный во время войны. На фарах еще стоит светомаскировка — признак военного времени
Фото: Завод имени Сталина
Закупленные в 1936-1937 годах бронированные Packard Twelve эксплуатировались почти полтора десятка лет. В 1947 году такие «Паккарды» были закреплены не только за Сталиным, но и за Молотовым, Берией, Ждановым, Микояном, Маленковым, Ворошиловым и Андреевым
Фото: частный архив
Каркас бронекорпуса ЗИС-110С – в роли силового элемента кузова выступали бронелисты. Заклепки применялись с пулестойкими головками
Фото: ГАРФ
ЗИС-110С на территории завода имени Сталина. На колесах смонтированы покрышки модели Т-20 с белыми бортами, маскировавшими броневик под обычный ЗИС-110. В дальнейшем от белых боковин пришлось отказаться – с ними срок службы шин уменьшался в два-три раза
Фото: ГАРФ
ЗИС-110С в профиль. Снимок сделан на главной аллее завода имени Сталина
Фото: ГАРФ
Разрыв камеры по бандажной части, случившийся на государственных испытаниях ЗИС-110С в 1947 году
Фото: ГАРФ
Пассажирский салон ЗИС-110С. Фото из отчета о государственных испытаниях
Фото: ГАРФ
Для альбома специально сделали красивую и почти художественную фотосъемку черного ЗИС-110С на фоне белого снега
Фото: ГАРФ
Фотосъемка ЗИС-110С для отчета о государственных испытаниях
Фото: ГАРФ
Таблица сравнения весовых характеристик ЗИС-110С и бронированного «Паккарда». Красным карандашом подчеркнуты самые важные моменты
Фото: ГАРФ
Бронекорпус ЗИС-110СО с дверьми после обязательного отстрела на полигоне завода имени Орджоникидзе
Фото: ГАРФ
Каркас бронекорпуса, установленный на раму, задняя часть кузова обшита наружными панелями – пространство между корпусами оставалось пустым
Фото: ГАРФ
Вид бронекорпуса ЗИС-110СО сзади. Корпус крепится раму от ЗИС-110 в 26 точках, задняя часть рамы переделана под более длинные рессоры
Фото: ГАРФ
Бронекорпус ЗИС-110СО. Стыки и щели бронекорпуса перекрывались броневыми отражателями
Фото: ГАРФ
Рисунок протектора покрышки И-85
Фото: ГАРФ
Испытание двух бронекорпусов на полигоне завода имени Орджоникидзе 27-28 сентября 1949 года. По одному корпусу – 48 попаданий, по второму – 54
Фото: ГАРФ
Цифры вверху означают номер попадания, внизу – оценку по шкале Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Советской армии
Фото: ГАРФ
Результат испытания заднего стекла: три пулевых попадания без сквозного пробития и осыпания осколков. Вид с внутренней стороны
Фото: ГАРФ
Пассажирский салон ЗИС-110СО. Фото сделано до правок Сталина и Власика: видны воздуховоды отопителя и ручка подъема стекла перегородки. На двери левее подлокотника – рычаг домкрата, поднимающего стекло, под ним – рукоятка крана для опускания стекла
Фото: ГАРФ
Иосиф Сталин выходит из ЗИС-110СО и направляется к правительственной трибуне на Тушинском аэродроме в день празднования Дня Военно-воздушного флота 8 июля 1950 года
Фото: РГАКФД
При производстве бронированных ЗИСов использовались карданные передачи и комплектные задние мосты разгруженного типа от американского полуторатонного грузовика Dodge-WF32, поставлявшегося к нам по Ленд-Лизу
ЗИС-115 в Берлине во время встречи четырех министров иностранных дел, прошедшей с 25 января по 18 февраля 1954 года
Фото: Life
ЗИС-115 в Женеве. Председатель Совета министров СССР Николай Александрович Булганин прибыл на переговоры в Женеве на броневике
Фото: Life
Вот так вот в 70-е годы хранились на заводе ставшие ненужными броневики. Точное число изготовленных машин неизвестно, но «самый старший» из сохранившихся ЗИС-115 имеет номер шасси 50. Нумерация шасси ЗИС-110С и ЗИС-110СО/ЗИС-115 велась отдельно
Фото: частный архив