Балеты средней и меньшей дальности
История вопроса
С XVIII века балет занимался не только дриадами, амурами и прочими эфемеридами, но и серьезными, можно сказать, общественно-политическими темами. В частности, переводил на танцевальный язык биографии великих. Первый московский байопик увидел свет вскоре после открытия Петровского (Большого) театра, построенного Осипом Бове в 1825 году. Уже в 1829-м состоялась премьера спектакля «Ричард Львиное Сердце в Палестине» — «большого героического балета в четырех действиях» хореографа Бернаделли и композитора Кубишты. Затем балет надолго увяз в «Испытаниях любви» и разнообразных «Забавах султана», однако в Европе ХХ века интерес к жизни и творчеству знаменитостей вспыхнул с новой силой. Выбор был широк: и исторические фигуры вроде Жанны д’Арк, Мазепы или Наполеона, и деятели мировой культуры — от Торквато Тассо до Родена. Жанры и формы спектаклей тоже отличались разнообразием: от одноактных симфонических поэм с сильным метафорическим уклоном до монументальных эпопей, основанных на реальных событиях из жизни избранного персонажа. Татьяна Кузнецова выбрала пять наиболее колоритных казусов среди великого множества биографических балетов.