Оставшихся с дореволюционных времен автомобильных реликвий в нашей стране — по пальцам пересчитать: "Руссо-Балт" в Политехническом музее, там же немецкий трицикл Cudell, мотоцикл "Россия", останки каких-то шасси и отдельные моторы с частями механизмов. Об остальных автомобилях в России до 1917 года мы имеем представление только по фотографиям и кинохронике — они до нас не дошли. Но вот интересный момент: совсем нет старых снимков, где присутствовали бы те машины, которые сейчас мы имеем возможность видеть "живьем".
Электромобили императрицы Марии Федоровны и королевы Александры были американской марки, но изготовила их британская City and Suburban Electric Carriage Company, расположенная в Лондоне на Денман-стрит - это в двух шагах от площади Пикадилли. Отличались две машины только органами управления: у электромобиля британской королевы ось рулевого рычага находилась по центру, а у "Коламбии" российской императрицы - с правой стороны.
Великий князь Михаил Александрович и императрица Мария Федоровна в электромобиле Columbia Victoria Phaeton. Снимок сделан великой княгиней Ксенией Александровной в июле 1902 года в парке Александрия, как следует из подписи в ее альбоме фотографий.
Императрица Мария Федоровна и королева Александра - две сестры, две вдовы: британский король Эдуард VII умер 6 мая 1910 года. Его прозвали "дядя Европы", так как он приходился дядей нескольким европейским монархам, включая Николая II и Вильгельма II.
"Коламбией" этот электромобиль называют условно: в Лондоне выпускалась лицензионная версия, возможно, с использованием комплектующих, полученных из Америки от Electric Vehicle Company. Правильнее было бы назвать марку как City and Suburban - именно так она фигурирует в британской прессе. В переводе означает "городской и пригородный".
На всех фото императрица сидит с левой стороны на месте пассажира, а электромобилем управляет ее младший сын Михаил. Управляла ли им сама Мария Федоровна - неизвестно, подтверждающих это фотографий или дневниковых записей пока не обнаружено.
Отец-основатель марки Columbia - Альбрет Поуп, а появилась она впервые на велосипедах в 1878 году. Для производства электромобилей в 1899 году он основал Columbia Automobile Company, позже компанию поглотила им же созданная Electric Vehicle Company.
Семейный портрет в Собственном саду Гатчинского дворца. Слева направо: императрица Мария Федоровна, ее старшая дочь и автор фото с электромобилем Ксения, младший сын Михаил и младшая дочь Ольга, которую в семье звали Беби. Гатчину в те годы называли немного с другим окончанием - Гатчино.
Еще одно фото из альбома Ксении и снова "за рулем" великий князь Михаил Александрович. Судя по его дневниковым записям, "Коламбия" использовалась только для поездок по гатчинскому парку или по Петергофу. Запас хода электромобиля составлял 60-70 км, что ограничивало его использование.
Электромобиль "Коламбия" на заднем плане, а в центре кадра - великий князь Михаил Александрович и мальчик и в шляпе с якорями на ленточках, держащий в руке игрушечное ружье. Возможно, что это один из сыновей его старшей сестры Ксении - Андрей или Федор.
У императрицы Марии Федоровны и королевы Александры были не только одинаковые электромобили, но и сыновья как близнецы-братья: Николай II и Георг V. Однако, ни родственные связи, ни портретное сходство не помешали последнему отказать в пристанище русскому царю после его отречения в 1917 году.