25 декабря 2016 года в Черном море потерпел крушение самолет Ту-154 Минобороны России. Жертвами катастрофы стали 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди пассажиров были артисты ансамбля имени Александрова, которые летели поздравить с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазе Хмеймим, основатель фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), съемочные группы трех телеканалов. Как расследовали крушение самолета — в фотогалерее “Ъ”.
25 декабря 2016 года в Черном море через минуту после вылета из аэропорта Адлера потерпел крушение самолет Ту-154. К 26 декабря поисковая группа включала 3,5 тыс. человек, 45 кораблей, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В момент катастрофы на борту находились 92 человека, включая директора фонда «Справедливая помощь» и члена президентского Совета по правам человека Елизавету Глинку (Доктор Лиза). Российский филантроп намеревалась передать медикаменты и расходные материалы в университетский госпиталь в Латакии
Фото: ТАСС / Valery Sharifulin
Жертвами крушения Ту-154 также стали 65 участников ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова — почти весь хор коллектива, за исключением трех солистов, которых не было на борту
На фото: композитор и главный военный дирижер России Валерий Халилов
Фото: ТАСС / Марина Лысцева
Артисты направлялись в Сирию, чтобы сыграть новогодний концерт для военнослужащих на российской авиабазе Хмеймим
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
26 декабря на расстоянии 1,7 тыс. метров от берега были обнаружены обломки самолета. Радиус разброса обломков составил 500 метров, эта информация дала специалистам основание полагать, что самолет разрушился в воздухе. В СМИ появились версии о теракте, но позднее следов взрыва на борту не было обнаружено. Глава Минтранса Максим Соколов объяснял разброс течением
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
26 декабря ФСБ России назвала основные версии крушения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков теракта не было выявлено
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России
27 и 28 декабря из воды были извлечены два бортовых самописца. На основе их данных эксперты заявляли, что версия об ошибке пилотирования воздушного судна является приоритетной. Тогда же источник в оперативном штабе на месте ЧС сообщал, что, по предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки. В результате подъемная сила якобы была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет упал
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России/ТАСС
29 декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байметов сообщил, что полет Ту-154 продлился около 70 секунд, лайнер успел набрать высоту в 250 метров при скорости 360-370 км/ч. Господин Байнетов также сообщил, что первоначально было более 15 версий крушения Ту-154, однако в ходе расследования их число уменьшилось вдвое
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В марте 2017 года техническая часть расследования катастрофы была завершена. Согласно экспертам, самолет не падал, а разбился при посадке на воду в управляемом полете. Одной из причин такой посадки могла стать дезориентация пилота в пространстве. 26 апреля издание «Газета.Ru» опубликовало материал, согласно которому причиной катастрофы была перегрузка — после дозаправки вес Ту-154 якобы составил около 110 тонн вместо нормативных 98. Однако уже на следующий день Следственный комитет РФ опроверг эту версию
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В мае Минобороны обнародовало итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. Ведомство установило, что после взлета командир борта Роман Волков вместо набора высоты направил самолет в пике. При этом в кабине пилотов никто ничего не замечал, лишь на девятой секунде, сидящий сзади летчиков штурман, произнес: «Командир, мы падаем»
Фото: РИА Новости / Нина Зотина
В ходе расследования были проведены 356 судебно-медицинских, 23 молекулярно-генетических, три взрыво-технических и одна фоноскопическая экспертиза, а также судебное химическое исследование горюче-смазочных материалов
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Потерпевшими по уголовному делу были признаны 156 человек
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В первую годовщину катастрофы Следственный комитет России сообщил, что версия взрыва на борту полностью исключена. Срок расследования неоднократно продлевался. В последний раз — 3 декабря 2018 года (до 25 марта 2019 года)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына