Вопреки распространенному мнению о том, что активное развитие автодорожного электротранспорта началось в последние 10–15 лет, электромобили уже в начале ХХ века на равных конкурировали с автомобилями на двигателе внутреннего сгорания. Как развивался рынок электромобилей в разных странах — в фотогалерее “Ъ”.
На заре автомобилестроения энергия от электричества для приводов на машинах была примерно сопоставимой с энергией от тогда еще несовершенных бензиновых и дизельных двигателей. Сопоставимы были и продажи: в США в 1900 году из 4192 произведенных автомобилей 28% были электрическими
На фото: электромобиль Riker Electric Vehicle на гоночных соревнованиях в американском Спрингфилде, 1900
Фото: Library of Congress
После 1912 года популярность электромобилей стала снижаться из-за нового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Генри Форда и конвейерного метода сборки автомобилей. К 1913 году цена на машины с ДВС упала до $650, в то время как электромобиль стоил $1750
На фото: кэб на конной тяге (слева) и пришедший ему на смену электромобиль компании Columbia
Фото: Bundesarchiv
К середине 1930-х годов электромобили окончательно отступили, уступив место бензиновым и дизельным машинам
На фото: автомобиль Detroit Electric во время промо-тура «Из Сиэтла до горы Рейнир», 1919
Фото: Library of Congress
Возрождение интереса к электромобилям произошло в начале 1970-х годов. Компания Sebring-Vanguard из Флориды наладила выпуск электрических микроавтомобилей Citicar (на фото), которые больше походили на гольф-кар с крышей. Скорость могла достигать 60 км/ч, а запас хода на одном заряде — 65 км. С 1974 по 1977 год компания выпустила около 2 тыс. таких машин
Фото: AP
Новая волна интереса к электромобилям возникла в начале 1990-х годов, когда во многих странах озаботились слишком высоким уровнем выхлопных газов. В 1996 году концерн General Motors вывел на рынок модель EV1 (на фото), которая позиционировалась как первый массовый электромобиль. Однако в 1996-1999 годах GM выпустили всего 1100 таких машин, после чего программу закрыли
Фото: Reuters
В 1997 году в Японии была представлена первая гибридная Toyota Prius (на фото). Модель стоила в районе $18 тыс. На фоне борьбы с выбросами вредных веществ гибридные автомобили обрели большую популярность, нежели электромобили
Фото: AP / Itsuo Inouye
В 2008 году компания Илона Маска Tesla начала выпускать первый в XXI веке коммерчески успешный массовый электромобиль Roadster (на фото)
Фото: AP / Paul Sakuma
В 2009 году правительство КНР приняло план, в рамках которого страна к 2020 году должна стать ведущей державой в производстве электромобилей. В рамках плана власти решили выплачивать производителям по $9,3 тыс. за каждый проданный электромобиль и $7,6 тыс. за гибрид
На фото: первый китайский электромобиль-такси BYD E6
Фото: Reuters
В Японии еще в 1996 году покупателям электрических и гибридных машин были предоставлены налоговые льготы и скидки при покупке. В 2009 году была принята вторая программа по стимулированию экологичного автотранспорта, в которую вошли и меры поддержки утилизации электромобилей
На фото: японский электромобиль Q-CAR
Фото: AP
В Европе флагманом развития электротранспорта стала Норвегия. С 1990 года правительство вводит различные налоговые льготы для владельцев электромобилей. Кроме того, с 1999 года они бесплатно паркуются в городах. С начала XXI века власти Норвегии приняли более десятка стимулирующих законов и норм. В результате к концу 2016 года 5% всех автомобилей на дорогах страны были электрическими
Фото: Reuters
На крупнейшем в Европе авторынке, в Германии, власти обратили внимание на стимулирование электромобилей сравнительно поздно. Лишь в 2010 году кабинет Ангелы Меркель принял специальную программу поддержки, в рамках которой к 2020 году на дорогах страны должны были появиться 1 млн электромобилей
На фото: Ангела Меркель осматривает электрический концепт-кар Audi на автошоу во Франкфурте
Фото: Reuters
Рынок электромобилей все еще значительно зависит от мер господдержки. Так, до 2016 года Дания была одним из лидеров ЕС по продажам автомобилей с электродвигателем из-за сответствующих налоговых льгот. Однако после их отмены в 2017 году датский рынок обвалился: по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в первом квартале продажи электромобилей в Дании по сравнению с аналогичным периодом 2016 года упали на 43,9%, во втором — на 33,1%
На фото: парад электромобилей в Копенгагене
Фото: Reuters