В Специальную астрофизическую обсерваторию РАН в горах Карачаево-Черкесии было доставлено обновленное 6-метровое зеркало весом в 42 тонны. Заготовка для него была привезена на Лыткаринский завод оптического стекла в Подмосковье в 2007 году. Из-за перебоев с финансированием процедура переполировки заняла 10 лет. Стоимость работ превысила 250 млн рублей.
Создание Большого азимутального телескопа (БТА) с 6-метровым зеркалом стало революцией в телескопостроении. До 1960-х годов строительство телескопов с диаметром зеркала более 5 м считалось технически невозможным из-за эффектов гнутия. Группа советских ученых под руководством Баграта Иоаннисиани решила эту проблему, впервые в истории применив для телескопов с большими зеркалами альт-азимутальный тип монтировки. С тех пор все телескопы в мире с зеркалами более 3 м в диаметре строятся с этим типом монтировки
Фото: Архив журнала "Огонек"
В 1960-е годы при семилетней полировке зеркала БТА было израсходовано более 12 тыс. карат натуральных алмазов, растертых в порошок. В ХХI веке форма параболоида вращения с отклонением от заданных параметров не более 0,3 микрон была создана с помощью современных технологий
Фото: Архив Лыткаринского завода оптического стекла
Для размещения механизмов разгрузки зеркала с его тыльной стороны было сделано 66 глухих цилиндрических отверстий. Зеркало БТА без учета оправы весит 42 тонны, что делает его самым тяжелым зеркалом телескопа в мире
Фото: Александр Пилипас / САО РАН
Перевозка обновленного зеркала из подмосковного Лыткарино в горы Карачаево-Черкесии заняла восемь дней. На дороге длиной более полутора тысяч километров тягач развивал скорость не выше 40 км/час
Фото: Андрей Желенков / САО РАН
Вибрация зеркала внутри защитного контейнера не должна была превышать 3 мм, что контролировалось специальными датчиками. Максимальная скорость тягача на последних 16 км пути к БТА на высоту 2100 метров составляла 10 км/час
Фото: Андрей Желенков / САО РАН