После революции, несмотря на разруху, а может, вопреки ей граждане продолжали валом валить в кинотеатры. Репертуар был иностранный и с идеологической точки зрения весьма сомнительный, зато прибыль составляла сотни процентов. За доходы от проката развернулась настоящая война между киноорганизациями, которые стали запрещать фильмы друг друга.
Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA
Кинопрокат был весьма прибыльным занятием. Поэтому к середине 1920-х почти все кинотеатры стали государственными или ведомственными, а директорам оставалась возможность мухлевать с билетами
Фото: Госкино
В Гражданскую войну большевики запускали специальные киновагоны, в которых на станциях демонстрировалась советская кинохроника
Фото: РИА Новости
В первой половине 1920-х страна испытывала острый дефицит пленки, которую приходилось закупать за границей за валюту
А вот иностранные приключенческие фильмы зритель ценил высоко: «Зорро», «Морского ястреба», «Багдадского вора» крутили в кино больше года
Фото: Frank Lloyd Productions
Республиканские киностудии в середине 1920-х запрещали к показу фильмы друг друга. Обосновывали это идеологическими просчетами режиссеров, но на деле причиной была финансовая выгода
Фото: Ullstein bild via Getty Images
Со съемками и монтажом похорон Ленина советские кинематографисты откровенно не справились. Фильм вышел лишь через месяц после события и провалился в прокате
Фото: РИА Новости
Картины на бытовую тему, такие как «Третья Мещанская (Любовь втроем)», критики, да и зрители, громили за «протаскивание на экран мещанского быта»
Фото: Совкино
Киносеансы с последующим диспутом нередко проводили для бойцов Красной Армии. Многие фильмы, особенно на бытовую тему, подвергались суровой критике
Фото: МАММ / МДФ
Дореволюционные режиссеры продолжали снимать игровое кино и в Гражданскую. Но центральное место заняла агитация и пропаганда в виде кинохроники
Фото: МАММ/МДФ
Советский комик Игорь Ильинский и голливудская звезда Мэри Пикфорд на съемках фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд»
Фото: РИА Новости
Отдельные кинодеятели предлагали делать два варианта фильмов: для внутреннего пользования и на экспорт. Но по понятным причинам делать это категорически запретили
Фото: МАММ / МДФ
К концу 1920-х нарком просвещения Анатолий Луначарский растерял былое величие и попал в опалу. Его планы по развитию кинематографа были признаны идеологически неверными
Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС
«Броненосец Потемкин» — один из первых советских фильмов, попавший в зарубежный прокат. Вот только в Голландии и Германии его перед показом перемонтировали, совершенно исказив смысл
Фото: МАММ / МДФ
Кинопередвижки, разъезжающие по деревням, должны были воспитывать нового зрителя. Но цены на билеты были слишком высокими, а качество печати фильмов — очень низким
Фото: Госкино
1930-е годы советская кинематография встречала уже с правильными политическими установками. Чистки неблагонадежных элементов сыграли в этом не последнюю роль
Фото: Александр Родченко / МАММ / МДФ