Сегодня поморами себя называют около 3 тысяч россиян. Нынешние поморы — это в основном селяне пенсионного возраста, живущие в Архангельской, Мурманской областях и в Карелии. Как поморы, теряя в численности, пытаются сохранить память о себе, — в фотогалерее "Ъ".
Поморы заселили побережье Белого моря примерно в XVI веке. Сегодня это территории Архангельской, Мурманской областей и Карелии. Столицей Поморья считается Архангельск (в кадре — ледокол «Диксон» в городском порту)
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
При этом поморы в большинстве своем сельские жители. Поморами сегодня называют себя около 3 тысяч россиян. В начале 2000-х так себя идентифицировали вдвое больше людей
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Рыбная ловля для поморов — источник жизни. Они по старинке промышляют на таких вот самодельных лодках
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Вдоль побережья Белого моря и берегов окрестных рек расположены поморские тони — места, где ведется рыбная ловля и хранятся снасти
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Александр Комаров превратил одну такую тоню в музей поморской культуры под открытым небом
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Теряя в численности, поморы рискуют утратить себя и свои традиции. Сохранением поморского наследия занимается все большее число энтузиастов. В их числе — фотограф и эколог Геннадий Александров
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Поморами чаще называют себя те, кто постарше. Им по душе жить в своем доме
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Сегодня у поморов-селян бытовые удобства мало чем отличаются от прадедовских: хочется в баню — натаскай воды из колонки
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Жительница карельского села Нюхча Надежда Семенова хранит предметы поморского быта. Более того, она создала музей и назвала его «Хламной сарай», потому что экспозиция состоит из «хлама», который выбрасывали односельчане, а Надежда Сергеевна самое интересное из него первоначально собирала в своем сарае
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Музей у нее не простой, интерактивный. Для посетителей Семенова готовит в печке поморские блюда
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Молодежь за поморское происхождение не держится и грезит о городской жизни. Василий Ефимов — редкое исключение: он не видит себя вдали от природы Русского Севера
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Квоты на вылов подкосили рыбный промысел поморов. Улов той же семги хуже, чем прежде, сетуют старожилы
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Помор Александр Кокотов в море на ловлю уже не выходит, но по привычке следит за графиком отливов и приливов
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Суровая красота Русского Севера — то, без чего не мыслит себя помор. В кадре — вид на окрестности Кандалакши Мурманской области
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Путь к сохранению себя и своей уникальной культуры оставшиеся поморы видят в развитии туризма
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Однако их поселения часто малодоступны: в холодную пору добраться можно только на снегоходе, в теплую — на уазике. Вместо гостиниц к услугам туристов избы местных жителей с удобствами на улице
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Гораздо важнее, убеждены сами поморы,— у них есть на что посмотреть: прежде всего, конечно, на природу Русского Севера. Но находятся и те, кто берется, говоря по-научному, за музеефикацию поморских традиций. Нина Иванова, например, работает в поморском музее в карельском поселке Чупа
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
В 2000-е годы в Архангельской области была создана Ассоциация поморов. Журналист Анатолий Беднов, хотя и не помор по происхождению, вошел в ее состав. Судьба поморов ему не безразлична, объясняет он свое решение
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Одно из направлений поморского туризма — экологические путешествия. Как раз такие организовывает Юлия Супруненко
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Лодочный мастер Михаил Тукачев из карельского села Нюхча обеспокоен упадком поморского рыбного промысла
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Поморы традиционно кормились от моря: ловили рыбу, забивали белька, варили соль. Поморский уклад нарушила советская власть, загнав рыбаков в рыболовецкие колхозы. Сегодня ловлю ограничивают квоты. Так что рыбаки большую часть года проводят на берегу. В кадре — бригадир колхоза «Беломор» Юрий Карманов
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Главные хранители поморской культуры — женщины. Учительница на пенсии Александра Демьянчук, например, собирает и исполняет поморские песни
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Надежда Семенова в своем музее поморского быта проводит мастер-классы по ткачеству
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Свой поморский музей есть в карельском городе Кеми
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
В его экспозиции — предметы быта и промысла поморов
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Гравюра из сборника «Живописная Россия», посвященного Русскому Северу
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Поморы исповедают православие
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Эта часовня возведена в честь преподобного Варлаама Керетского, помора по происхождению. Тоня Тетрина, Мурманская область
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Белое море, побережье которого на несколько месяцев сковывает лед, имеет для поморов сакральное значение. «Море — наше поле», — говорят они, подразумевая, что исторически занимались рыболовством
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Поморские поселения в свое время были довольно зажиточными, сегодня во многих из них разруха
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Крест установлен в Тоне Тетрина, Мурманская область
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
В поморском селе Нюхча, что в Карелии, жительницы присматривают за церковью Николая Чудотворца. Священник добирается до их мест время от времени
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова
Карельская Чупа первоначально была поселением поморов. В советское время стала поселком горняков, где добывались среди прочего кварц и слюда. В наши дни сюда съезжаются жители окрестных, «бесперспективных» деревень
Фото: Коммерсантъ / Екатерина Максимова