В ближайшие годы компания «Российские железные дороги» (РЖД) намерена заменить старые плацкартные вагоны, на которые только в 2016 году приходилось 36% подвижного состава. При этом, как подчеркивают в компании, тарифы на проезд останутся прежними. В каких вагонах путешествуют россияне сейчас — в фотогалерее “Ъ”.
Прототипом современного плацкартного вагона стал «товарный вагон правительственного типа», выпущенный в 1875 году и переоборудованный под перевозку не только товара и скота, но и людей. Как правило, такие вагоны имели двух- или трехъярусные нары, утеплялись слоем войлока и опилками, в центре ставилась печь «буржуйка», за что их прозвали «теплушками». Деревянный вагон вмещал до 40 человек. Использовался для переброски беженцев и войск до конца 1940-х годов
На фото: девушка в плацкартном вагоне в Чечне, 1995 год
Фото: David Turnley / Corbis / VCG / Getty Images
В дореволюционной России использовались также плацкартные вагоны третьего класса открытого типа (длина кузова — не более 18 метров), в которых имелось четыре полки поперек вагона и две полки вдоль вагона. После 1917 года старая классификация была отменена, и вагоны третьего типа стали именоваться жесткими плацкартными вагонами дальнего следования
На фото: сотрудник вагона-ресторана разносит обед
Фото: Коммерсантъ / Марина Маковецкая
В 1928–1941 годах началось массовое производство деревянных вагонов с длиной кузова чуть более 20 метров. Первые же опытные металлические образцы начали строиться только в середине 1930-х годов и были рассчитаны на 62 места для лежания
На фото: чеченские беженцы на станции в Назрани, 1995 год
Фото: Olga Shalygin / AP
Серийное производство таких вагонов с некоторыми изменениями началось только в 1947–1948 годах, первоначально они были рассчитаны на 60 лежачих или 90 сидячих мест
Фото: PhotoXpress
В 1949–1950-х годах были выпущены вагоны третьей серии, число пассажирских мест уменьшилось до 58 лежачих мест (или 87 сидячих мест), в туалетах были установлены фаянсовые умывальные чаши и унитазы. Плацкартные вагоны, которые выпускались в 1951-1960-х годах, получили окна с форточками и принудительную вентиляцию
На фото: призывники отправляются на место службы из Ставрополя, 2013 год
Фото: Eduard Korniyenko / Reuters
Постоянный серийный выпуск был начат в 1966 года на Калининском (Тверском) заводе. В это же время деревянные полки новых вагонов начали оснащаться мягкой дерматиновой обивкой. Модель, выпускаемая в 1966–1975 годах, была рассчитана на 54 лежачих места, не имела форточек, однако окна можно было опустить
На фото: узбекские музыканты исполняют песни, 2008 год
Фото: Коммерсантъ / Марина Маковецкая
Следующее поколение плацкартных вагонов выпускалось в период с 1975 по 1983 год и было рассчитано на 54 лежачих мест, имело комбинированный тип отопления (топливо + электричество). Параллельно с собственным выпуском закупались плацкартные вагоны из Польши (на 54-58 лежачих мест). С 1983 года вышло еще девять серий плацкартных вагонов
На фото: пассажиры в плацкартном вагоне поезда «Москва — Ростов-на-Дону», 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Елена Горбачева
В январе 2015 года тогдашний глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что существующие плацкартные вагоны не соответствуют уровню развитию общества. «Коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность»,— сказал он, выразив надежду на то, что такие вагоны рано или поздно уйдет в прошлое
Фото: PhotoXpress
Последняя на данный момент модель (61-4447), срок эксплуатации которой может достигать 40 лет, выпущена в 2013 году и рассчитана на 54 лежачих места, оборудована системой экологически чистых туалетов и кондиционирования воздуха, а также телефонной розеткой и тремя туалетами
На фото: объединенный строительный отряд Ростовского госуниверситета путей сообщения отправляется на строительство олимпийских объектов в Сочи, 2010 год
Фото: PhotoXpress