Об автомобилях первых лиц нашего государства у нас издавна принято слагать легенды, которые мы все сто раз слышали. Мол, Ленин предпочитал только «Роллс-Ройсы», Сталин любил «Паккарды», а Брежнев был вообще рад любому хорошему автомобилю. И вдобавок к этому – еще несколько известных историй, случившихся с вождями и их машинами. При этом о водителях самих вождей нам неизвестно крайне мало. Поэтому сегодня без купюр и без прикрас мы расскажем об эпизодах из жизни шоферского коллектива Военно-автомобильной базы Совета народных комиссаров, которой с 1919 по 1925 год руководил Александр Павлович Медведев.
Фото: из коллекции Ивана Баранцева
Вожди мировой революции хоть и радели за рабочих и крестьян, но передвигаться предпочитали в дорогих автомобилях, принадлежавших когда-то эксплуатирующему классу. На фото Свердлов и Каменев в автомобиле.
Фото: РГАКФД
Товарищ Сталин предпочитал хорошие автомобили, но не всегда получал их законным путем: «Машина системы “Уайт”… похищена тов. Сталиным 19/IX 18 и увезена им в Царицын».
Фото: ГАРФ
Управляющий делами Совнаркома Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич выходит из лимузина «Рено».
Фото: РГАКФД
Ленинский шофер Степан Казимирович Гиль за рулем «Делоне-Бельвиля», бывшего до революции основным автомобилем императора Николая II. Но если в Собственном Его Величества гараже с машинами обращались очень бережно, то в автобазе Совнаркома прежний лоск с них быстро сошел.
Фото: из книги «Гараж Особого Назначения. 90 лет на службе Отечеству 1921-2011».
Марки Delaunay-Belleville, Rolls-Royce и Napier в те времена считались первоклассными, но в автобазе Совнаркома их полюбили не за статусность, а за надежность и долговечность даже в грубых пролетарских руках.
Фото: ГАРФ
ГАРФТакими тесными и неудобными были строения во дворе автобазы. На заднем плане виден Московский епархиальный дом, находящийся в Лиховом переулке, и в 1924 году переданный Главполитпросвету, а за ним – жилой дом, куда поселили некоторых сотрудников автобазы.
Фото: ГАРФ
Особняк, в котором жил театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский, а кроме него еще и сотрудники ВЧК, шофера автобазы и прочие квартиранты. Также в доме находились и разные кустарные мастерские.
Фото: ГАРФ
Так выглядели постройки автобазы по четной стороне улицы Каретный ряд в конце 1921 года.
Фото: ГАРФ
В годы Гражданской войны закупать новые автомобили заграницей было невозможно, поэтому в автобазе до последней возможности чинили все, что есть. «Новые» машины делали сами, собирая их из скопившегося набора разнообразных частей и деталей в мастерской автобазы, как эти три «Делоне-Бельвиля» и грузовик «Паккард».
Фото: ГАРФ
Поначалу автопарк правительственного гаража был разномарочным, но со временем Медведеву удалось путем продажи и обмена уменьшить число марок до трех: Delaunay-Belleville, Rolls-Royce и Napier. Многие из них закреплялись за конкретным чиновником.
Фото: ГАРФ
Внутренний двор автобазы Совнаркома. В сумерках едва различим выезжающий из гаража Delaunay-Belleville 70HP – самый дорогой автомобиль императора Николая II, о котором «Автопилот» уже писал.
Фото: ГАРФ
Со временем автобаза Совнаркома разрослась, избавилась от лишних соседей и стала занимать значительную часть квартала между улицей Каретный ряд и Лиховым переулком.
Случались в жизни автобазы и трагические случаи: 1 августа 1922 года шофер Орликов на «Роллс-Ройсе» сбил женщину на мосту у Александровского, ныне Белорусского, вокзала.
Фото: ГАРФ
Одним из любимых развлечений Владимира Ильича Ленина были прогулки на автомобилях, что сразу же ставило его шоферов в разряд «приближенных к телу», чем они часто пользовались, порой устраивая конфликты со своим непосредственным начальником Медведевым.
Фото: РГАСПИ
Из рапортов Медведева можно узнать даже технологии ремонта тех лет. Например, погнутый треснувший после аварии лонжерон рамы «Делоне-Бельвиля» укрепляли путем загонки деревянных вкладышей. Такой меры хватило надолго: рапорт написан в 1921 году, а «Делоне-Бельвиль» №42 прослужил в автобазе еще несколько лет.
Фото: ГАРФ
К партии большевиков сотрудники Гаража особого назначения относились несознательно, а порой и насмешливо.
Фото: ГАРФ
После установления дипломатических отношений с Великобританией появилась возможность покупать новые «Роллс-Ройсы». На фото Rolls-Royce с номерным знаком 3656, приписанный к автобазе Совнаркома, но находящийся «в командировке» в Гараже особого назначения.
Фото: из коллекции Ивана Баранцева
Самая необычная транспортная единица автобазы Совнаркома – автосани «Паккард» для зимних поездок Ленина. Сейчас в экспозиции музея Горки Ленинские находятся автосани марки Rolls-Royce, но «Автопилот» установил, что вождь революции ими никогда не пользовался, так как они были построены в 1928 году.
Фото: журнал «Смена», 1925 год
С появлением в 1920 году Гаража особого назначения главной автомобильной маркой Страны Советов стал Rolls-Royce. Именно из машин этой марки большей частью состоял ГОН в 20-е годы, когда их пассажирами были Ленин, Сталин, Рыков, Бухарин и другие вожди.
Фото: журнал «Прожектор», 1925 год