Конструкторы, сколько ни тужились, до сих пор толком не научили автомобили плавать. Но благодаря древнему изобретению мы все-таки можем прокладывать свои маршруты по воде. Паромы делают путь короче, а путешествие — разнообразнее и богаче впечатлениями. Из Ванкувера с машиной на Аляску, по следам д'Артаньяна через Ла-Манш, с «материка» на байкальский остров Ольхон, а то и в многочасовое плавание на остров Сахалин — любопытных паромных переправ, вероятно, не одна тысяча. В канун сезона отпусков мы решили поделиться впечатлениями о переправах, которые довелось испытать нам самим и которые, надеемся, помогут составить интересный автомобильный маршрут.
На рейсах, прибывающих поздним вечером, можно заказать дополнительную услугу – ночь в каюте на пароме. Обычно это оказывается дешевле гостиницы в городе на берегу, да и ехать никуда не надо, можно сразу лечь спать. Минус такого проживания в том, что выселяться нужно будет довольно рано – в 7 или 8 часов утра.
Опытные автомобильные путешественники знают, что деньги, потраченные на паромный билет, окупятся с лихвой. Стоящая на автомобильной палубе машина не нуждается в топливе, не нужно оплачивать парковку и тратиться на кемпинг или гостиницу – их заменит каюта со всеми удобствами.
Опытные автомобильные путешественники знают, что деньги, потраченные на паромный билет, окупятся с лихвой. Стоящая на автомобильной палубе машина не нуждается в топливе, не нужно оплачивать парковку и тратиться на кемпинг или гостиницу - их заменит каюта со всеми удобствами.
Алкоголь на борту льется рекой, но злоупотреблять не стоит, особенно находясь за рулем. При съезде с аппарели парома водителя может ожидать офицер полиции с алкотестером в руках. Такие проверки очень популярны в Скандинавских странах и в Прибалтике, особенно на рейсах, прибывающих поздним вечером или ночью.
Паромы бывают самоходными и несамоходными. Первые имеют собственную двигательную установку, вторые обычно толкает катер-буксир. Кабельные (тросовые) паромы, которые перемещаются от берега к берегу вдоль троса или цепи, хотя и имеют мотор, относятся к несамоходным, без троса они перемещаться не могут.
Стоит очень внимательно отнестись к информации о точном месте погрузки, если этого вдруг нет в билете, уточнить в компании-операторе. В некоторых городах паромные терминалы разбросаны по разным прибрежным районам, порой довольно далеким друг от друга, если ехать на машине.
Паромные компании редко накладывают какие-либо ограничения на багаж пассажиров и почти никогда его не досматривают. Выборочная проверка обычно происходит в порту прибытия, ее проводят таможенные службы порта совместно с полицией. Отправляясь в путь, на всякий случай изучите список запрещенного.
Проблема многих небольших переправ – неудобный въезд и съезд с парома. Стальные трапы-аппарели, искореженные колесами тысячи тяжелых грузовиков, могут серьезно повредить автомобиль с небольшим дорожным просветом. Впрочем, паромщик поможет решить проблему: подложит под колеса доски.
Пока паром плывет, путь на автомобильные палубы для пассажиров заказан, таковы требования безопасности. Все необходимые в пути вещи надо сразу взять с собой, потом сделать это будет невозможно. Если нет каюты, все, что будет приобретено на пароме, придется носить с собой. Или тащить в недешевую камеру хранения.
С борта парома, как с борта круизного судна, открываются замечательные виды. Даже длительный переход в открытом море может порадовать необычными картинами: слоистым цветным туманом, причудливыми облаками, отраженными в воде, бесконечной «лунной дорожкой». Море гораздо разнообразнее суши.
Если путь не длинный, еду и напитки на паром лучше взять с собой. Потому что самый дорогой магазин на берегу покажется дешевым, стоит только подняться на борт. На уплетающих принесенную с берега еду могут косо посмотреть в ресторанной зоне, но никто не станет возражать, если есть гамбургер в своей каюте или на палубе.
Автомобилисты первыми заезжают на паром и первыми покидают пассажирские палубы по прибытии, занимая место за рулем. Приезжать на автомобиле к терминалу компании рекомендуют минимум за час-полтора до отправления. Опоздавшие могут не успеть зарегистрироваться, и паром уплывет без них.
Габариты автомобиля имеют большое значение для паромной компании, от них зависит цена переправы. Как правило, самый низкий тариф имеют машины менее пяти метров в длину и менее двух метров в высоту. При въезде через пост регистрации автомобиль могут измерить и, возможно, попросить доплатить.
За порядок на борту больших паромов отвечает один человек – офицер безопасности, имеющий достаточно большие полномочия. Он может даже арестовать пассажира, если тот нарушает закон. Но обычно офицер лишь прогуливается с важным видом по палубам, работают автоматические системы видеоконтроля.
Цены на паромные билеты очень сильно зависят от сезона, времени суток, категории транспортного средства, количества пассажиров и еще от чего-то, чего нам знать не дано. За один и тот же маршрут можно заплатить 20 евро зимой в будний день и несколько сотен вечером в пятницу в разгар отпускного сезона.
Сэкономить на переправе можно так же, как и на авиаперелете: изучите расписание, сравнивайте предложения разных компаний-операторов, покупайте билеты заранее. Все крупные паромные компании имеют свои программы лояльности, накопленными морскими милями-баллами можно оплатить билет и услуги на борту.
Морские паромы большую часть пути проводят в нейтральных водах, это позволяет располагать на их палубах магазины беспошлинной торговли. На пароме можно недорого закупиться алкоголем, косметикой, модной одеждой и аксессуарами. Магазины открываются, как только паром отойдет достаточно далеко от берега.