Стремление «догнать и перегнать Америку» всегда сидело в сознании советского руководства примерно так же, как у провинциала — желание покорить столицу. Не стали исключением и автомобили. Часто копируя американские модели, как целиком, так и частями, мы при этом почему-то всегда хотели удивить США своими машинами. Но это не получилось даже с таким автомобилем, как «Москвич-407», который считается нашей самостоятельной разработкой.
Фото: Коммерсантъ
По крайней мере один «Москвич» до США все же добрался. На фото 1959 года двухцветный экспортный автомобиль сворачивает с 7-й авеню на 48-ю улицу Нью-Йорка. За рулем сидит репортер Associated Press Фрэнсис Стилли.
Кроме «Москвичей», МЗМА в 1960 году изготовил 140 551 пару коньков, 11 573 детских педальных автомобиля, 50 598 игрушечных самосвалов, 26 552 игрушечных экскаватора и 37 051 игрушечную водокачку. Лучше всего у завода получалось перевыполнять план по детским педальным автомобилям – 115,7 процента, а хуже всего – по игрушечным водокачкам, с которыми он уложился ровно в 100 процентов.
Кроме возможности экспорта «Москвича», Хрущев с Эйзенхауэром обсуждали также заключение политического договора между СССР и США, торгово-экономические отношения, предложение СССР о всеобщем и полном разоружении, прекращение испытаний ядерного оружия, представительство КНР в ООН, германскую проблему и ситуацию вокруг Тайваня. Все безрезультатно.
В 1960 году завод получил 2734 рекламации на свои автомобили внутри страны и 34 – от зарубежных потребителей. Чаще всего жалобы поступали на стук клапанов двигателя, биение пяты сцепления, пробуксовку сцепления, поломку стеклоочистителя, проблемы с карбюратором, самовыключение передач, течь радиатора и отопителя, разрушение подшипника переднего колеса и шум заднего моста.
Себестоимость модели «Москвич-407» в 1960 году плавала от квартала к кварталу и составляла 10 356, 9997, 9935 и 10 130 рублей соответственно. Средний показатель – 10 105 рублей, что было ниже, чем в 1959 году, когда себестоимость равнялась 10 683 рублям.
Согласно представленному в Минавтопром годовому отчету, Московский завод малолитражных автомобилей в 1960 году выпустил 64 504 автомобиля при плане 61 300, перевыполнив его на 104,4 процента. Автомобилей базовой модели «Москвич-407» сделали 46 190 экземпляров, остальное пришлось на модификации с индексами Б, М и Т, а также модели 410, 411, 423 и 430.