Перелистывая автомобильные буклеты прошлого, мы увлекаемся не столько изображениями машин, сколько ярким разнообразием красивой жизни, подробностями параллельных рекламных измерений и миров. Сегодня эти сотворенные миры исчезают, растворяются. Что-то пошло не так или, наоборот, ожидаемо, но буклеты, которые продолжают выпускать автомобильные компании, почему-то становятся пресными и безжизненными.
Рекламный тон века задавали американцы. Европейцы повторяли приемы: от размашистого крупнокускового плакатного стиля к богатым проработкой картинам, которые можно было помещать в рамках на стены. Из громких европейских имен -- например, Ганс Лиска, с иллюстрациями для Mercedes-Benz.
По легенде боссы GM однажды возмутились тем, что иллюстратор Арт Фитцпатрик искажает пропорции машин по своему усмотрению. Арт сфотографировал несколько моделей, нарисовал их один в один по контурам фото, а затем предложил угадать по картинкам -- где реальный Pontiac, а где «преувеличенный». Боссы не угадали!
Обратите внимание на интересный момент. Автомобили Фитцпатрика всегда занимают на иллюстрациях очень много места, словно еле-еле втискиваясь в кадр. Это одна из творческих хитростей -- так художник подчеркивал размеры моделей. А иногда для пущего эффекта машины и впрямь выходили за рамки -- изображались обрезанными.
В одной статье не вместить все разнообразие приемов печатной авторекламы. Здесь видите классические фото. Но верстка могла быть изобретательной -- как брошюры Citroen в духе комиксов. А фирма Volkswagen упирала на юмор в сюжетах.
Нулевые -- и жизнь в иных брошюрах стремится к нулю. Люди на страницах дистанцированы от машин или отсутствуют. Интересно, что студийные фото, скажем, восьмидесятых выглядели привлекательнее, поскольку сами автомобили тогда не подвергали такой интенсивной ретуши, которая сейчас делает их ненастоящими на вид.
Буклеты американской грузовой фирмы Peterbilt, как и других подобных, когда-то были пропитаны дальнобойным духом и романтикой. Мы видели показательных шоферов в широкополых шляпах, почти ощущали жар прерий и запах выхлопов. А в каком мире существует тягач XXI века -- непонятно. Где ездит -- везде? Или нигде?
Буклеты концепт-каров от швейцарской компании Rinspeed -- образец эффектного и сбалансированного сочетания традиций и новизны в авторекламе. Реалии приукрашены до блеска, люди идеальны, здесь гигабайты постобработки, но это преимущественно классическая съемка, а главное -- жизнь в кадрах продолжается. Одобряем!