Село Ловозеро в Мурманской области — столица русской Лапландии. Это центр культурный жизни саамов России. Как сейчас живет этот малочисленный народ, узнал «Огонек».
Это старый пастуший домик возле временной стоянки оленьего стада. У пастухов есть новый фургон, но предпочитают они жить в этом домике
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Из оленьих рогов мастера-резчики делают сувениры для туристов
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Нетипичная картина. Саамы в своих дворах чумы обычно не ставят
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Обычный класс в Северном национальном колледже. Здесь за 2 года 10 месяцев можно получить профессию оленевода-механизатора
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Единственный большой продуктовый магазин в селе Ловозеро
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Изнаночная сторона коврика из оленьих шкур. Их тоже делают на продажу. Дома саамы их обычно не используют
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Зинаида Маркова, сотрудница отдела по культурно-массовой работе Ловозерского национального культурного центра: «Весь мой род, Юрьевский, Железняковский занимался оленеводством. Отец у меня тоже оленевод. Всегда мы собирали ягоды, грибы, рыбачили. Я росла в тундре. В бригаде, где работал мой отец, в основном все были саамы. Они говорили по-саамски. Поддерживали традиции. У меня и бабушка с дедушкой, они оба саамы».
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Мария Николаевна Калмыкова, мастер традиционного саамского рукоделия: «Нас переселили в 1956 году с Инги в Ловозеро. Отец всю жизнь в тундру ходил. Потом, когда на пенсию вышел, здесь была рыболовецкая бригада, он был бригадиром. Я ездила в тундру до 13 лет».
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Серафима Терентьева, сотрудница отдела ремесел Ловозерского национального культурного центра: «Я понимаю, что я тоже саами, хоть и не на сто процентов чистокровная. Двадцать пять процентов есть, может быть. Но я все равно чувствую себя ближе к саамской культуре. Мне она нравится. Много кто в Ловозере у нас говорит: ну что ты, какая ты саамка. Я отвечаю: я же занимаюсь этой культурой, стараюсь ее популяризировать. Почему я не могу считать себя саами?»
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Гаврил Кирилов, житель села Ловозеро, оленевод:«Я родился здесь, в Ловозере, а через месяц меня уже в тундру увезли. На оленях, раньше же не было вездеходов. Мама чумработницей была, помогала по хозяйству — они там обшивают, готовят, помогают
по хозяйству»
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Ольга Севастьянова, жительница города Ревда Ловозерского района: «Я чисто говорю на саамском языке. Знаю саамский язык как „Отче наш“. Даже в школу пошла, русский не знала. Матюги знала русские — я думала, это саамские слова. Где воспитывалась? В тундре. Все детство было в тундре»
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
В таком виде сушится внутренний олений жир, который позже топят на огне и употребляют в пищу
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Валентина Кириллова, работала диктором на Кольском саамском радио, занималась подготовкой материалов на саамском языке
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Евгений Сапельников, сотрудник Ловозерского национального культурного центра
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Полина Савинова, жительница города Ревда Ловозерского района
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Татьяна Кожевина, руководитель отдела ремесел Ловозерского национального культурного центра
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Наталья Губанова, сотрудница Ловозерского национального культурного центра
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Яков Яковлев, после армии вернулся Ловозеро. Работает в танцевальном коллективе «Таввял Иннк» («Северная душа»)
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Антонина Антонова, ведет факультативы по саамскому языку для детей школьного и дошкольного возраста
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова
Александр Совкин, житель села Ловозеро
Фото: Коммерсантъ / Кира Голикова