Обещанная к прошлогоднему чемпионату мира по футболу трасса М-11 свяжет две столицы России в нынешнем ноябре. Как она изменит старинную русскую забаву под названием путешествие из Петербурга в Москву?
Вечные пробки на выезде из Москвы можно миновать только по «платке»
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Брошенные дома вдоль трассы М-10
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Ощущение, что, путешествуя по М-10 из одной столицы в другую, ныряешь в ту Россию, которая замерла между непонятно каким прошлым и еще менее ясным будущим
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Кустарная мастерская на М-10. На М-11 таких вы не найдете
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Сейчас на новой трассе разрешенная скорость 110 километров в час, но обещают, что можно будет разгоняться и до 130
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Эта старушка приносит свои яблоки к трассе за 5 километров. М-10, деревня Едрово
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Железнодорожные переезды — еще один бич трассы М-10
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Трасса М-10. Фуры в тумане лучше не обгонять
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Стройка под названием М-11 растянулась на семь лет
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Трасса М-10 — это и огромный рынок, на котором можно купить все: от морошки с картошкой...
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
...до чучела рыси
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Игрушечная лошадка тоже в ассортименте торговцев вдоль трассы М-10
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Заправка на М-11 — не для слабонервных. Нужно не только ее найти, но и суметь ею воспользоваться
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Переход трассы М-10 требует спортивных навыков
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Съезды на трассу М-11 под Петербургом уже обозначены, но пока заклеены
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
Трасса М-10. Скромное обаяние постсоветского быта: мигранты из Средней Азии халтурят вдоль трассы на рубке дров
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Трасса М-10. Звукоизоляционные щиты скрывают беды русской деревни
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Взгромоздившаяся на пригорок трансформаторная будка очертаниями почему-то напоминает сортир
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Чай на этой трассе пил еще Радищев
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Трасса М-11 хороша всем, кроме туалетов
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Что останется от старой трассы, когда народ освоит новую, сказать трудно
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Максимальная загрузка М-10 в наши дни втрое превышает ее нормативную пропускную способность: до 130–170 тысяч машин вместо 40 тысяч
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Работы по дорожной разметке
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Восстановление храма XVIII века. По пути из Петербурга в Москву
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
В Новгородской области в деревне Крестцы стоит чайный городок — несколько десятков чайных домиков по обеим сторонам дороги. Чай из самовара да свои пирожки — на том и живут
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
По всей старой трассе местные жители пытаются выжить с помощью проезжающих — так издавна устроен русский большак, и он не меняется
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Кто не может выживать, покидают деревни вдоль трассы. После Торжка вплоть до Великого Новгорода заброшенные дома — или разваливающиеся, или с объявлением о продаже дома
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
В заброшенном сквере бывшей Фабрики плетеных изделий в деревне Шорново доживает свой век памятник вождю мирового пролетариата
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Храмовый комплекс села Завидово. Вид на трассу М-10 с колокольни
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Видно, что старая трасса постепенно теряет поток, но за жизнь, как может, цепляется. Здесь продают шубы со скидкой. Там зазывают в ресторан быстрого питания, который открыли под другие потоки
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Трасса М-11. Ремонт автомобиля
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Путь от одной столицы России до другой новая трасса сокращает с 12 часов (столько было по старой бесплатной М-10) до шести. Радищеву и не снилось
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев
Скорость или кошелек: дальнобойщики выбирают между старой и новой трассой
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
Стоит все это удовольствие водителям частных автомобилей порядка 2 тысяч рублей (для большегрузов дороже), но если кому-то покажется слишком, то всегда можно свернуть на старую трассу М-10 и ехать бесплатно
Фото: Коммерсантъ / Ярослав Чингаев