Масштабная реставрация Успенского собора не обошлась без сенсаций: найдены уникальные фрагменты росписей конца XV — начала XVI века. Что еще скрывает главный храм Московского Кремля, на месте выяснили корреспонденты «Огонька».
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Четверг в Кремле выходной, но здесь, в соборе, вовсю идут реставрационные работы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Уникальные фрагменты росписей были найдены в приделе Похвалы Богоматери (на фото: в Похвальском приделе — хранитель собора Алексей Барков)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На время работ перекрыт лишь тот участок собора, где они проводятся, сейчас это северная часть основного пространства — она закрыта лесами
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Реставраторы аккуратно снимают со старинных фресок наслоения грязи, пыли и так называемые набелы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В XX веке в соборе несколько раз проводились масштабные реставрационные работы, тогда многим шедеврам был возвращен их первоначальный облик
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Нынешняя реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Прикоснуться к прошлому здесь, в соборе, можно в самом прямом смысле
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
История храма насчитывает не одно столетие: первая каменная церковь была заложена на этом месте еще в 1326 году
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Художник-реставратор Анна Валуева у одной из композиций
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Последняя реставрация собора проходила еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть дальше было нельзя
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На этом снимке хорошо видны нижние части фресок, обнаруженные в Похвальском приделе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Фрески собора уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев